ПРЕДИСЛОВИЕ — занимательные задачи


На сайт включено около 250 старинных занимательных задач, упражнений, фокусов и шуток, принадлежащих перу замечательных русских педагогов начала XX столетия.

Задачи расположены по мере возрастания трудности, способствуют развитию у детей сообразительности, логики, смекалки и нетривиального мышления. Ко всем упражнениям даны подробные решения. Текст перепечатан с соблюдением правил современной орфографии. Старинные русские меры сведены в отдельную таблицу.

Сайт для дошкольников и их родителей, учащихся школ, техникумов и ПТУ, учителей, воспитателей детских садов и всех любителей занимательной математики.

В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, уменье рассуждать — все то, что наш народ метко определяет одним словом смекалка. Смекалку можно воспитать и развить систематическими и постепенными упражнениями, в частности, решением математически задач как школьного курса, так и задач, возникающих из практики, связанных с наблюдениями окружающего нас мира вещей и событий.

«Математика,— сказал М. И. Калинин, обращаясь к ученикам средней школы,— дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика — это гимнастика ума». Каждая семья, в которой родители озабочены организацией умственного развития детей и подростков, ощущает (потребность в подобранном материале для заполнения досуга полезными, разумными и нескучными математическими упражнениями.

Вот для такого рода внепрограммных занятий, бесед и развлечений в свободный вечер, в семейном кругу и с друзьями, или в школе на внеклассных встречах и предназначена Математическая смекалка — сборник математических миниатюр: разнообразных задач, математических игр, шуток и фокусов, требующих работы ума, развивающих смышленость и необходимую логичность в рассуждениях.

В дореволюционное время были широко известны сборники Е. И. Игнатьева В царстве смекалки. Теперь они устарели для нашего читателя и поэтому не переиздаются. Все же и в этих сборниках есть задачи, еще не потерявшие педагогической и образовательной ценности. Одни из них вошли в Математическую смекалку без изменения, другие с измененным или совсем новым содержанием.
В этой маленькой блоге, возможно лишь первом из серии, автор хотел бы немного приоткрыть дверь в мир математики для непосвященного человека. Ведь большинство наших соотечественников имеют об этой науке весьма смутное представление, связывая с ней неприятные воспоминания о синусах и логарифмах, каких-то прогрессиях и загадочных трехчленах, к тому же еще и квадратных. Для понимания всего*, что здесь представлено, достаточно минимальных знаний на уровне средней школы, а для большей части — даже начальной. Автор хотел показать, что математике не чуждо и своеобразное остроумие, не такое как в КВН, но все же.
Если у Вас есть какое-то время для досуга, желание немного помассировать свои извилины, попробуйте, порешайте занимательные задачи. А вдруг Вам это понравится! Да и польза тоже возможна.

Математика
Герой повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» утверждал, что больные, читающие периодику, выздоравливают хуже, чем лишенные этой возможности. Сегодня положение усугубляется еще и тем, что при отсутствии пищи материальной на бедного обывателя обрушивается нескончаемый поток псевдодуховной пищи, вызывая аллергию и несварение даже у людей, в принципе здоровых, но интеллектуально неподготовленных, а потому неспособных отличить здоровые зерна от плевел. С другой стороны, резкое ухудшение жизненного уровня и другие многочисленные беды, обрушившиеся на нашу страну, вызывают у непонимающего и отчаявшегося народа ностальгию по отдаленному и даже совсем близкому, хотя и отнюдь не светлому, прошлому. А ведь все происходит в полном соответствии с теорией, а именно— с «теорией перестройки». Оказывается, такая теория уже достаточно разработана математиками. В частности, она утверждает следующее. Пусть система может функционировать в двух режимах (командно-административная система и свободный рынок). В каждом режиме система стремится занять оптимальное, устойчивое положение. Предположим, в одном из этих положений некая характеристика (благосостояние населения) существенно ниже, чем в другом, и под влиянием внешних воздействий происходит перестройка системы из одного, неудачного с точки зрения этой характеристики, режима в другой. Оказывается, что при этом неизбежно сначала происходит резкое ухудшение целевой характеристики, а сама система оказывает все более возрастающее сопротивление перестройке. Не правда ли, все сходится?

Загрузка...