Загрузка...

Метафизическая концепция Аристотеля, критика Платона.


Аристотель (от Платона): есть идеальные сущности. Отношение между идеальными сущностями и единичными вещами. Платон: мир идей, вещи лишь бледное отражение. Миp идей постоянен, текущий мир непостоянен. Аристотель: вопрос об иерархии идей. Платон: во главе идея блага — красоты, гармонии, соразмерности, добра, истинности. Существуют ли идеи вещей, которые являются низменными (идея глаза). Аристотель: есть сходство между идеей человека и человеком — должна существовать идея сходства и так далее — бесконечный ряд идей, — какие же вещи реальны? Дурная бесконечность. Метафизика о сущности вещей есть философия. Как и из чего устроен этот мир. Реально существует только мир отдельных вещей, но в нем можно обнаружить идеальную форму и содержание. Форма — основная причина существования вещей, тоже нечто идеальное. Шар — идеальная форма, получает свое воплощение только соединившись с материей (форма соединяется с материей). Бронза — это окончательная материя или форма для другой материи (пример с точки зрения молекулярного строения). И т. д. вглубь. Есть некоторая первоматерия — подпорка всего и вся. Объявляется изначально существующей, затем трансформируется в огонь, воду, землю, воздух — далее из них все остальное. Таким образом, огонь — форма для гюлы. Точно также можно идти от формы. На одном конце первоматерия, на другом — абсолютная форма. Форма формы идеальна — это Бог (нет примеси материи, отталкиваясь от нее можно прийти к всевозможным формам).

Создание Аристотелем формальной логики. Аристотель различает аналитику и диалектику. У Платона диалектика — искусство вести беседу. У Аристотеля — искусство вести вероятностные рассуждения. Аналитика устанавливает все абсолютно точно. Все течет и все изменяется. Если говорить об актуальном, надо иметь в виду реализовавшуюся возможность. Закон недопустимости противоречий: нельзя утверждать об объекте одновременно в одном и том же месте и в одно и то же вpемя разного положительного и отрицательного. Закон исключенного третьего: если есть два суждения и первое ложно, то второе истинно, третьего не дано. Противоречия: контрадикторные (преступают законы формальной логики), контрарные (один говорит белый, другой черный, а объект может быть серым). Есть частное мнение. Это приговор, задание рамки, вилки, в пределах которой рассматривается объект. Закон тождества — я есть я. Выступает против софистики. Hельзя менять исходные термины. Например выражение: «отец собаки». В конечном счете, Аристотель – это целая система формально-логических силлогизмов. Правило первое «Барбара»: Все люди смертны. Сократ — человек, следовательно, Сократ смертен. Можно накладывать силлогизм и проверять логику утверждений: Люди смертны, Сократ смертен, значит, Сократ человек. Быть не может. Сократ может быть собакой. Идея Аристотеля: создание «железных» (точных) силлогизмов. А как ввести первые посылки? (аксиомы). Откуда вы знаете, что все люди смертны, где здесь логика. Это индуктивный метод — рассмотрели несколько частных случаев и возвели в ранг аксиомы. Так как входит вероятность, то ничего точного быть не может. В эмпирических науках (в том числе и в физике) аналитика не проходит. Эпистеме (теория) должно отличаться от другого вида знания, должна быть другая методика его обнаружения.

Загрузка...