ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 1. Позитивная социология КОНТА


Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857). На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Мон­тескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества.

Основной — труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло «Рассуждение о духе пози­тивной философии», в 1851 — «Позитивистский катехизис», в 1851-1854 годах — «Система позитивной политики, или Трактат, устанав­ливающий религию человечества» (в 4 томах), после смерти — «Завещание Огюста Конта» (в 4 томах)..

Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуаль­ный и социальный кризис.

Социо­логия, — непосредственно связана с практикой, сложна, конкрет­на, возникла позже других, так как опирается на их достижения. Появление социологии он связывает не только с новой стадией развития общества, но и со всей историей развития науки. Без становления и укрепления духа «позитивных» наук, без использования методов экспериментального естествознания социология невозможна. Она возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. В качестве общего предмета социологии Конт, следом за Кондорсе, объявляет глобальное общество. Человечество; Конта интересует не столько смена общественных систем, сколько перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это противоречие между исто­рическим подходом к анализу внутрисистемных явлений и формально­логическим анализом общества как такового нашло свое выражение в де­лении социологии на социальную статику и социальную динамику.

Конт начинает анализ «Со­циальной статики» с семьи, видя в ней основную клеточку социального ор­ганизма. Распад семьи равносилен гибели общества. Семья — это первичная, естественно склады­вающаяся, основанная на силе чувств форма объединения людей, из кото­рой вырастают более широкие общности: племя, народ и др. Будучи наиболее стабильной ячейкой общества, семья выполняет самые важные функции; социализации, сохранения культурного наследия, согласования устремлений различных поколений, способствуя равновесию между традицией и новаторст­вом. Наряду с семьей основным условием существования социального орга­низма является Разделение труда, возникающее под влиянием естествен­ных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность, мораль. Конт приходит к убеждению в необходимости сохранения религии и новой церкви, предметом поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием — «позитивная философия». Такая религия объеди­нит разум и чувства.

Социальная динамика у Конта призвана раскрывать универсальные законы развития человечества, действие которых распространяется на все сферы общественной жизни. Конт подчеркивал взаимозависимость всех элементов социального организма, однако решающая роль здесь отводится духовной сфере. (Развитие общества предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление «закона трех стадий»: теологической, метафизической и позитивной).