Описание предметной области
Информационная система «Таксопарк» предназначена для упрощения регулированием системы и для автоматизации её функций.
Таксопарк «Миг» является современным автотранспортным предприятием, которое оказывает услуги по перевозке людей на легковых автомобилях. Для состоятельных клиентов предусмотренная дополнительная услуга – VIP карта, которая позволяет накапливать скидку и оплачивать поездки со своего счета. Если поездка осуществляется одним клиентом в более чем один промежуточный пункт, а также, если нужно ждать клиента довольно продолжительное время, предусмотрена почасовая оплата с фиксированной таксой. Координирование водителей, принятие заказов у клиентов и их учет осуществляет операторская служба.
Разработка структурной модели системы
Первый этап проектирования ИС – «Сбор требований и анализ», на данном этапе необходимо сформулировать список требований к будущей системе. Анализ ТЗ на разработку ИС позволяет выделить следующие предварительные требования к системе:
1. оператор (или работник отдела кадров) должен иметь возможность быстро найти нужную информацию о некотором сотруднике. В случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций связанных с транспортным средством, также можно оперативно найти нужную информацию о нем, такую как идентификационный номер (VIN) или номер двигателя.
2. оператор должен иметь возможность просматривать не только журнал вызовов, по которому можно вести отчетность, но с использованием атрибута «Флаг состояния» также следить за статусом вызова, то есть на какой этапе он находится. Возможное изменение этого флага: заказ выполнен или находится в состоянии ожидания.
3. система позволяет хранить сведения о скидке для данного клиента и номер его договора, а также сумму его баланса, из которой он может оплатить поездку.
4. оператор должен иметь возможность эффективно вести и хранить данные об ответственном сотруднике и другие аналитические данные.
5. система должна обеспечивать автоматизацию делопроизводства. Например, данные об ИНН поставщика ГСМ удобнее хранить в электронном виде, для их последующего использования бумажных документах, чем каждый раз их писать от руки.
Выходная информация системы должна быть представлена в виде отчетов. Основным требованием, выдвигаемым применительно к проектируемой системе, является простота и наглядность не только при просмотре и анализе ресурсов, подлежащих администрированию, но и при управлении ими.
После того как были выделены первичные требования к разрабатываемой системе, необходимо выбрать структуру хранения информации. Существует два способа организации информационных массивов: файловая организация и организация базы данных. Файловая организация предполагает специализацию и хранение информации, ориентируясь на одну прикладную задачу, и обеспечивается самим программистом. Файловая организация позволяет достигнуть высокой скорости обработки информации, но узкая специализация программ и файлов с данными может служить причиной большой избыточности. В настоящее время при создании ИС требуется качественно новый подход к организации данных. К организации данных предъявляют два основных требования:
— Интеграция данных, когда все данные накапливаются и хранятся централизованно, создавая динамично обновляемую модель предметной области.
— Максимальная возможная независимость от прикладных программ.
Выполнение этих требований привело к созданию единой (для всех задач системы) базы данных (БД).
Разработка функциональной модели системы средствами BPwin
На фазе анализа строится функциональная модель системы.
На основе выделенных требований к системе и анализа предметной области, выделим бизнес-процессы и виды работ, которые выполняются в данной системе.
К основным бизнес-процессам таксопарка относятся: перевозка пассажиров (или обслуживание клиентов), учет клиентов. К вспомогательным – учет кадров, учет материальных средств таксопарка.
Виды работ в таксопарке:
- Оператор принимает вызов у клиента и формирует журнал вызовов
- Сотрудник выполняет вызов
- Поставщик снабжает таксопарк мат. средствами
- Материальные средства распределяются между ответственными сотрудниками
- Оператор регистрирует клиента
- Оператор оформляет прием сотрудника на работу
- Оператор формирует необходимое досье на клиента.
Построение функциональной модели ИС ТМ осуществим с помощью методологии IDEF0 с использованием CASE-средства BPwin. Первым шагом в разработке функциональной модели будет построение контекстной диаграммы. При этом будем придерживаться основного принципа: структурирование должно осуществляться в соответствии с деятельностями и бизнес-процессами предприятия, а не в соответствии с его оргштатной структурой. Это объясняется тем, что для пользователя будущей системы наибольшую ценность представляют именно бизнес-процессы, цель разработки системы заключатся в их улучшении.
Верхний уровень модели должен отображать только контекст системы – взаимодействие моделируемого единственным контекстным процессом предприятия с внешним миром и ничего более. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.
Разработанная контекстная диаграмма представлена на рис.1. Возможно совершенствование данной диаграммы за счет объединения входных стрелок «работники» и «клиент» в одну, которую можно назвать «человеческий ресурс». Это означает, что кроме обслуживания клиентов разрабатываемая система решает задачу приема работников в штат таксопарка.
Рис. 1. Контекстная диаграмма ИС ТМ
Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействие с внешней средой. После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты, производится построение диаграмм декомпозиции.
На этом уровне модели должны быть отражены основные деятельности предприятия и их взаимосвязи. Для автотранспортного предприятия одним из решений может быть выделение следующих деятельностей:
- Управление сотрудниками
- Управление материальными средствами
- Обслуживание клиентов.
Устанавливаем порядок следования деятельностей на диаграмме (определяем доминирующие работы). После связывания граничных и внесения внутренних стрелок создаём новые граничные стрелки выхода «Материальное средство таксопарка» и «Сотрудники» и «Журнал вызовов».
Диаграмма декомпозиции первого уровня будет иметь вид (рис. 2):
Рис. 2. Диаграмма декомпозиции первого уровня
Такое построение диаграммы декомпозиции соответствует разделению ИС ТМ на три подсистемы согласно ТЗ. Каждая из представленных на диаграмме деятельностей, в свою очередь, может быть детализирована. Например, декомпозиция работы «Управление сотрудниками» приводит к созданию диаграммы декомпозиции второго уровня (рис. 3):
Рис. 3. Диаграмма декомпозиции 2 уровня для работы «Управление сотрудниками»
Анализ деятельности «Учет кадров» позволяет провести дальнейшую детализацию на бизнес-процессы согласно требованиям к ИС, а именно учет кадров включает в себя – прием на работу, отчет по сотруднику. Тогда диаграмма А21 будет иметь вид (рис. 4):
Рис. 4. Диаграмма декомпозиции А21 для работы «Учет кадров»
Также проведем декомпозицию деятельности «Обслуживание клиентов» на бизнес-процессы «регистрация клиента», «формирование вызова» и «проведение вызова» (рис. 5).
Из диаграммы видно, что формирование вызова клиентом будет осуществляться под управлением правил формирования вызова, баланса счета и флага vip-клиента. Если флаг установлен, то у данного клиента существует скидка на услуги, предоставляемые таксопарком. На проведение вызова влияет время вызова (или время заказа) – может возникнуть ситуация, когда вызов от различных клиентов поступает на одного и того же сотрудника на одинаковые, либо пересекающиеся промежутки времени.
Рис. 5. Диаграмма декомпозиции А3 для деятельности «Обслуживание клиентов»
Следующий этап – это декомпозиция деятельности «Управление мат. средствами», которая включает в себя «заключение договора на поставку» и «учет сведений о поставщиках» (рис.6).
Дальнейшая детализация бизнес-процессов системы осуществляется посредством бизнес-функций. Так, например, процесс «Приём на работу» деятельности «Учет кадров» (см. рис. 3.4) содержит в себе функции «Приём заявления», «Регистрация» и т. д. Обычно для моделирования бизнес-функций достаточно 2-3 уровней детализации, которая завершается описанием элементарного алгоритма.
Рис.6. Диаграмма декомпозиции А1 деятельности «Управление материальными средствами»
В результате разделения и слияния моделей сформировалось следующее дерево диаграмм проекта (рис. 7):
Рис. 3.7. Дерево диаграмм проекта
Диаграмма дерева узлов для данной модели имеет вид (рис 8):
Рис. 8. Диаграмма дерева узлов
Таким образом, была сформирована полная функциональная модель с глубиной проработки до уровня действий должностного лица структурного подразделения, отображающая функциональную структуру объекта (ИС ТМ), т.е. производимые им действия и связи между этими действиями.