Загрузка...

Обучающаяся экспертная система. Ограничения, накладываемые на самообучающуюся экспертную систему.


Неспособность ЭС адаптироваться к новым ситуациям, выходящим за рамки конкретной предметной области, неизбежно приводит к резкому ограничению их эффективности. Применительно к ЭС повышения эффективности можно достичь путем усовершенствования базы правил благодаря введению механизмов самообучения.
Если считать, что целью обучении системы является повышение ее эффективности, то на обучающуюся систему может накладываться целый ряд ограничений, учитываемых при ее проектировании.
1) Во-первых, система, которая призвана повышать собственную эффективность неслучайным образом, должна уметь оценивать свою эффективность функционирования в настоящем и прошлом. Механизм такой самокритики должен реализовывать процедуры сравнения наблюдаемого поведения с желаемым. Задача оценивания в такой постановке называется распределением доверия. Назначение уровней доверия осуществляется применительно к тем элементам системы, которые ответственны за высокое качество ее функционирования.
2) Во вторых, механизм оценивания должен порождать те или иные долгосрочные изменения в системе или способствовать их осуществлению с целью предотвращения в будущем повторения допущенных ошибок. В контексте ЭС это означает, что система должна обладать способностью к изменению собственных правил поведения на основе получаемых оценок.
Трудности, связанные с построением базы знаний крупномасштабных ЭС, требуют наделения их способностью к обучению.
Обучающиеся системы обычно характеризуются тремя основными элементами: областью применения, способом представления знаний и стратегией обучения.
Стратегия обучения — это совокупность действий или методология призванная повышать эффективность функционирования обучающейся системы
Основные типы стратегий обучения:
1. Путем механического запоминания: 2. с учителем; 3. путем построения дедуктивных выводов; 4. методом аналогий; 5. путем построения индивидуальных выводов
Выбранная стратегия обучения определяет механизм поиска в пространстве правил. Стратегия является индивидуальной тогда и только тогда когда в ней строится логические выводы путем порождения правдоподобных гипотез и выбора из них подходящих. Процесс самообучения системы заключается в самоизменении ее правил вывода

Загрузка...