Загрузка...

Извлечение знаний. Уровни приобретения знаний. Техника извлечения знаний.


Извлечение знаний – работа связанная с получением знаний у конкретного лица. В узком смысле слова – это работа по наполнению БД. Уровни приобретения знаний: существует 3 уровня оснащения программ экспертными данными
Создается алгоритм, взятый из литературы или придуманный специалистами или проектировщиком системы, который затем преобразуется в программу самим проектировщиком.
Программа способна заполнять пробелы в знаниях, например, из литературы описывая объекты или формулируя этапы, план работы.
Программа сама приобретает алгоритмические знания “читая” книги. Это интеллектуальные способности высокого уровня, которые позволяют усвоить не только содержание книг, но и использовать эту информацию как подсказку или совет.
Техника извлечения знаний
1. Опрос наводящими вопросами. Близок к традиционному диалогу, но инициатива принадлежит одной стороне, которая заранее подготавливает предварительную тему разговора. Ключевыми считаются вопросы на которые сравнительно легко ответить.
2. Структурированный опрос. Здесь выявляются достоверность решения. Инженер по знаниям просит объяснить решение, привести примеры и контр примеры для более глубокого прослеживания системы понятий. Но есть риск, что эксперт будет отвечать не задумываясь. Начальные условия такого опроса более жесткие, инженер должен хорошо владеть терминологией. Эксперт должен быть готов к ответу даже на неприятные вопросы.
3. Самонаблюдение. Эксперта просят говорить все, что ему придет в голову по поводу решения задачи (размышление в слух). При этом извлекается следующая информация: описания в общих чертах стратегии, которые по мнению эксперта он придерживается, рассуждение о разумности решений и идей появившихся в процессе решения, общая информация о типе знаний, которые как считает эксперт он использует.
4. Самоотчет. Так называемые ортогональные размышления вслух, когда одновременно с выполнением некоторой работы, эксперт самому себе дает отчет, что он делает и что он думает. Здесь выясняется, где и для чего эксперт использует свои знания в процессе решения задачи. Уточняются подробности решения и управления выводами. Определяются критерии для оценки готовой экспертной системы и определяется из каких шагов состоит процесс решения, начальные условия. Инженер по знаниям должен понимать с какого момента он не мог повторить решение задачи эксперта.
5. Диалог. Обмен информацией между специалистом и неспециалистом. В этом случае руководящая роль принадлежит эксперту, инженер поддерживает разговор. Эксперт выдвигает гипотезу о полученной задачи, сам задает наводящие вопросы и дает советы. Он может вносить поправки в схемы, которые рисует инженер по знаниям.
6. Критический обзор. Используется для извлечения метазнаний. Это повторное изучение знаний извлекаемых другими методами. Заполняются пробелы в уже извлеченных знаний, иногда ставятся под сомнение качество извлеченных знаний и методы извлечения знаний. В связи с этим план критической оценки и совершенствования прототипа с участием эксперта также можно назвать разновидностью критического обзора

Загрузка...