Содержание актов военного управления


Содержание актов военного управления должно соответствовать целям, предусмотренным в законе и актах старших начальников. Так, командир воинской части может отдать распоряжение о расходовании имеющихся денежных средств только по прямому их назначению. Любое его распоряжение о расходовании денежных средств на другие нужды, чем это предусмотрено соответствующей статьей расходов, противоречит нормам Положения о финансовом хозяйстве воинской части, следовательно, является незаконным.

К актам военного управления предъявляется требование и такого рода, чтобы они во всей полноте охватывали регулируемые вопросы, не допуская дублирования норм ранее изданных правовых актов. Реализация этого требования позволяет избегать издания по одному и тому же вопросу нескольких правовых актов и этим самым упростить правовое регулирование, облегчить контроль за исполнением правовых предписаний. В содержании правовых актов не допускается включение противоречивых предписаний, что вытекает из требований единства и согласованности всей системы военного права. Следует подчеркнуть, что большинство нарушений законности при издании актов военного управления связано с их содержанием. Обще надзорная практика органов военной прокуратуры свидетельствует о том, что выявленные незаконные акты военного управления чаще всего противоречат нормам общевоинских уставов, трудового законодательства, Закона о всеобщей воинской обязанности и военной службе, Закона о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, Положений о прохождении воинской службы различными категориями военнослужащих. Характерными являются таки нарушения законности как, например, наложение двух дисциплинарных взысканий за один проступок, привлечение к дисциплинарной ответственности по основаниям, не предусмотренным уставами, превышение дисциплинарной власти, незаконное ограничение отдельных прав военнослужащих, несоблюдение правил о предоставлении отпусков подчиненным, безосновательное привлечение военнослужащих к материальной ответственности, превышение размера взыскания материального ущерба, увольнение с работы рабочих и служащих без согласия месткома, нарушение порядка организации комиссии по трудовым спорам и т. п. Все это свидетельствует о необходимости тщательной проверки соответствия издаваемых актов военного управления нормам действующего законодательства и полномочиям военных органов.

Законность содержания актов военного управления тесно связана с законностью их форм. Требования законности, предъявляемые к форме актов военного управления, закреплены в Приказе № 100, Уставе внутренней службы ВС ПМР. Содержание этих требований сводится к следующему.

Во-первых, форма правового акта должна соответствовать его содержанию. Например, если содержание правового акта составляют нормы деятельности начальника караула по выполнению функциональных обязанностей, то он принимает форму инструкции. Подведение итогов по боевой и политической подготовке за год оформляется приказом командира воинской части по боевой и политической подготовке. Назначение лиц суточного наряда, караула, прием на работу и увольнение с работы рабочих и служащих ВС, зачисление на довольствие военнослужащих и многие другие вопросы текущей жизни воинской части разрешаются посредством издания приказа по строевой части. Следовательно, наименование правового акта и другие элементы его формы избираются не по усмотрению командира, издающего этот акт, а зависят от содержания излагаемых в нем вопросов. Аналогичным образом само наименование правового акта избирается из числа только тех, которые закреплены в праве: приказ, инструкция, директива, приказание и т. д.

Во-вторых, содержание актов военного управления должно оформляться таким образом, чтобы исключить возможность различного толкования правовых предписаний. Четкость в формулировках, правильное и полное использование средств и приемов законодательной техники — все это создает благоприятные условия для точного и своевременного исполнения актов военного управления. От простоты, доходчивости языка изложения правовых актов во многом зависит глубокое их понимание исполнителями и правильное применение. Примеры из практики свидетельствуют, что имеющие место дефекты языка и стиля изложения содержания актов военного управления неблагоприятно отражаются на четкости выражения воли органов военного управления, на доступности понимания предписаний этих актов, на правильности их применения. В этом отношении одинаково неприемлемы как правовые акты, в которых максимальная краткость и компактность изложения содержания идет вразрез с требованиями полноты правового регулирования, так и акты, статьи и пункты которых изобилуют излишней детальностью, описательностью, а поэтому становятся неоправданно длинными, трудно усваиваемыми.

На облегчение пользования актами военного управления, уменьшение числа ошибок в процессе их применения и исполнения направлено требование об обеспечении единообразия понятий, терминов, сокращений, употребляемых в них. Нарушение этого требования приводит к различному толкованию и применению правовых предписаний, к неточному и несвоевременному их исполнению, что наносит ущерб законности. Наиболее оптимальными с этой точки время являются правовые акты, которые соответствуют потребностям правового регулирования жизни и деятельности войск и понятны исполнителям без дополнительного разъяснения их смысла.

В-третьих, каждый правовой акт должен содержать все обязательные реквизиты: наименование, заголовок, место издания, дату издания, нормативный материал или предписания индивидуального характера, подпись компетентного должностного лица. Заголовок акта военного управления должен кратко и точно отражать его содержание. Структура правового акта избирается простой и удобной для пользования.

На законность актов военного управления непосредственное влияние оказывает соблюдение установленного порядка их издания. Этими стадиями являются:

1. подготовка проекта правового акта;

2. представление проекта правового акта на подпись;

3. издание правового акта;

4. доведение содержания правового акта до исполнителей.

И хотя издание индивидуальных актов в ряде случаев может быть упрощено, соблюдение

установленной последовательности их издания служит важной гарантией обеспечения их

законности.