С точки зрения методологии и технологии разработка промышленных систем электронной коммерции проходит все те же классические этапы, что и любая система АСУ/ERP:
- анализ бизнес-процессов и разработка детализированного технического задания
- разработка + отладка + тестирование
- документирование
- внедрение
- обучение персонала
- сопровождение + техподдержка
Команда разработчиков часто включает представителей нескольких специальностей: бизнес-аналитиков, экспертов-консультантов, постановщиков, программистов, технических писателей, тестеров (специалистов по отладке и тестированию программ), специалистов по внедрению и обучению персонала и т. п. Разработка начинается с обследования текущего состояния и методики работы служб снабжения и сбыта, а также системы управления ресурсами предприятия.
В результате обследования и анализа бизнес-процессов, а также с учетом рекомендаций экспертов и решений руководства компании, строится модель разрабатываемой системы электронной коммерции, на основании которой создается документ — техническое задание на разработку. Хотя в ряде случаев, если для построения системы электронной коммерции используется типовой программный пакет, вместо технического задания на разработку создается другой документ — протокол обследования с приложениями в виде таблиц вопросов-ответов, необходимых для настройки этого программного пакета.
Следующий этап (если не используется готовый программный продукт) включает техническое проектирование, разработку, отладку и тестирование разработанного комплекса программ. Следует отметить, что даже при разработке системы электронной коммерции на базе готового программного продукта все равно, как правило, требуется некая совокупность настроечных операций, а иногда даже и программирование; при этом неизбежны этапы отладки и тестирования.
Обязательным требованием к разработчику должно быть наличие рабочей и технической документации: руководство для специалиста (инженера) по поддержке и сопровождению системы, руководство для пользователей, инструкция для оператора и т. д. Сюда же могут входить рекомендации по организации работы персонала, документообороту и формам документов.
При внедрении системы обычно возникает необходимость дополнительной оснастки рабочих мест компьютерной техникой, сетевых настроек и переконфигураций, а также серверных настроек или установок. Если предприятие хорошо оснащено компьютерной техникой и во внутренней сети уже используются Интернет-протоколы и серверы, то потребности в дооснастке могут свестись к минимуму или даже к нулю.
Весьма важно для последующего выживания системы обеспечение ее сопровождения и технической поддержки, что может осуществляться силами как разработчика, так и самой компании — собственника системы электронной коммерции.
Таким образом, можно выделить две основные составляющие разработки: выбор (создание) программного средства для реализации проекта и работы по настройке и внедрению системы (внедренческий консалтинг).
В качестве ПО могут использоваться как готовые "пакетные" системы-оболочки, так и требующие программирования авторские разработки. Из готовых решений следует упомянуть:
- интегрированные системы ERP + B2B: SAP (mySAP.com), Oracle Applications,
- оболочки для электронной коммерции — Ariba, Commerce One, Intershop, JD Edwards и др.
Требующие программирования системы могут разрабатываться на платформе Microsoft (SQL, ASP, VBS, IIS, серверы семейства. NET Enterprise Servers 2000 и т. п.), а также на платформе UNIX (Java, PHP и др.).
Консалтинговые услуги по внедрению связаны с изучением и структуризацией бизнес-процессов, заполнением системы конкретными пользовательскими данными и информацией, настройкой всего ПО на конкретные схемы бизнес-процессов, доработкой под требования (спецификации) заказчика, внедрением системы на объектах заказчика и обучением персонала. Такого рода деятельность необходима всегда, вне зависимости от того, выбрана ли готовая система-оболочка или ведется заказная разработка. Независимо от типа ПО, функции внедренческого консалтинга, системного анализа и построения схем бизнес-процессов, настройки и наполнения системы уникальны для каждой крупной компании, в той мере, в какой уникальны бизнес-процессы этой компании. Для осуществления этого рода деятельности необходимы высококвалифицированные (и высокооплачиваемые) специалисты в данной прикладной области и в смежных областях, обладающие, помимо хорошего профессионального образования, особыми навыками структурного мышления и системного анализа.
Выбор того или иного программного средства (платформы), на котором будет реализовываться система, зависит от ряда факторов. Выбор может быть сделан в пользу готовой оболочки, если она:
- имеет положительный опыт внедрений в близких областях;
- позволяет адекватно воспроизвести текущие бизнес-процессы с учетом специфических особенностей;
- содержит средства развития и интеграции с другими системами и использует типовые стандартные форматы данных;
- адаптирована к местному законодательству и языку;
- ее стоимость не выходит за рамки выделяемых бюджетных средств;
- имеется группа специалистов по ее внедрению.
Следует отметить, что денежная экономия не всегда может служить критерием при выборе средства реализации, так как, во-первых, стоимость разработки собственного ПО может оказаться как ниже, так и выше стоимости готового пакета; а во-вторых, при низком качестве выбранного средства или созданного собственного ПО вся создаваемая система обречена на неудачу.