2. Методика, техника и процедуры социологического исследования


Общая направленность программы социологического исследования должна отвечать практическим интересам и строиться с учетом целей работы. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает в себя следующие элементы.

Методологический раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта ис­следования.

5. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы:

6. Принципиальный (стратегический) план исследования.

7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

Проблемная ситуация, возникающая в процессе деятельности того или иного социального института, провоцирует постановку научной проблемы. Если практические противоречия можно разрешить уже известными средствами, то в данном случае речь идет о практической проблеме, о поиске способов приложения старых знаний и уже имеющихся средств. Принципиальной особенностью научных проблем является получение нового знания, в котором сочетаются практический и научным аспекты. Единство научного и практического подходов к исследованию находит свое воплощение в постановке центральных вопросов проблемы. Например, проблема текучести кадров в сущности сводится к двум основным вопросам — что заставляет людей менять место работы и как избежать излишней текучести кадров.

Итак, решить научную проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, т. е. концептуальную схему, объясняющую то или иное социальное явление. На основе этого знания вырабатываются рекомендации для решения практических социальных проблем.

Промежуточным звеном между проблемой и теоретической моделью является Гипотеза. Гипотеза руководит действиями социолога на протяжении всего пути исследования. Формулировка гипотезы зависит от проблемы, следовательно, постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает каркас будущей теоретической модели через гипотезу.

Важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Чтобы избежать этого, социолог должен обладать широким научным кругозором и глубоким знанием жизни. Он должен уметь сопоставлять возникающие перед ним проблемы со всем объемом имеющегося социологического знания и находить им соответствующее место в системе этого знания. В противном случае в разряд проблем могут быть включены локальные задачи, которые могут быть решены в отдельном социологическом исследовании. Следует опасаться и другой крайности — выдвижения проблем слишком широкого плана.

Не всегда удается ясно и четко сформулировать научную проблему в начале составления программы исследования. В этом случае она намечается лишь в общих чертах, а при теоретической разработке других частей программы ее формулировка уточняется.


Загрузка...