16. Контент-анализ в социологическом исследовании. Особенности осуществления


Контент-анализ представляет собой количественный метод первичной обработки текстов, если требуется высокая степень точности при сопоставлении одно-порядковых данных (Б. Берельсон). Квантификация необходима, когда текстового материала так много, что его нельзя проанализировать без обобщающих количественных оценок. Квантификация возможна при условии, что изучаемые признаки появляются с достаточной частотой. Наиболее целесообразно использовать контент-анализ, если квантифицированные тексты сопоставляются с иными количественными характеристиками (например, содержание газетных сообщений с численностью подписчиков, их мнениями так же выраженными в статистических рядах).

Контент-анализ сформировался как метод в 40-х годах в исследованиях Х. Лассуэлла и Б. Берельсона. КОнтент-анализ – Это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической обработкой ее.

Контент-анализ предполагает, прежде всего, выявление Смысловых единиц, В качестве которых могут быть 1) Категории Экономических учений (форма собственности, приватизация); политологии (правящая элита, национализм, демократия); этики (честь, совесть, зло); науки (система, модель) и др. 2) Тема, Выраженная в смысловых фрагментах текста, статьях, радио — и теле программах; 3) имена политиков, ученых, предпринимателей; 4) факт, событие, случай: частота и длительность упоминания о них в СМИ может свидетельствовать об актуальности, общественной значимости; 5) апелляции к социально-демографическим группам (молодежи, крестьянам), ценностям (справедливости порядка, здоровья). Смысловые единицы выделяются на основе содержания гипотез исследования и методологических позиций исследования.

Применительно к смысловым единицам выделяется система Индикаторов – измеряемых, регистрируемых показателей степени проявления смысловой единицы. Например, в исследовании В. А. Ядова его контент-анализ аттестационных характеристик к Смысловой единице – «исполнительность» были использованы такие индикаторы (упоминание в документах): «выполняет работу добросовестно», «старается выполнять работу в срок», «работа отличается точностью», «усидчив».

Единицы счета Могут совпадать и не совпадать со смысловыми единицами анализа. Это могут быть отдельные слова или словосочетания, строки, статьи, газетные площади, минуты радио — телепередач, посвященные выделенным смыслам.

Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами:

А) Обоснование Полноты охвата информации выделяемыми смысловыми единицами Методом «Снежного кома». При этом из первого текста выписываются все смысловые единицы. Из второго к этому перечню добавляются новые и т. д. И, если после изучения очередных 3-5 текстов уже не встречаются новые смысловые единицы, можно считать, что «поле» смысловых единиц уже исчерпано.

Б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью Судей (экспертов).

В) обоснованность по Независимому критерию: путем проведения опросов, по данным наблюдений или тестов по известной группе.

Г) устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции.

Процедуры подсчета При контент-анализе аналогичны стандартным приемам статистической обработки информации: группировка, ранжирование данных.

Кроме того, используются и специальные формулы, разработанные для контент-анализа. Так, А. Н. Алексеев предложил формулу оценки «удельного веса» смысловых категорий в общем объеме текста. Формула указывает на уровень интенсивности представленной в тексте определенной темы:

, где Укс – «удельный вес данной смысловой единицы», Кгл –Число случаев, когда смысловая единица была главной, Квт – Второстепенной; — сумма анализируемых документов.

Контент-анализ применяется для исследования направленности и интенсивности работы СМИ, практики изучения общественного мнения по письмам, поступающим в государственные, партийные и общественные учреждения (организации) в социопедагогике, криминологии, для статистической обработки ответов на открытые вопросы анкет. Политология широко использует контент-анализ при изучении политических документов, программ, выступлений на массовых собраниях, съездах, митингах и т. п.


Загрузка...