18. Метод фокус-групп и особенности его применения в социологическом исследовании


Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, события, его восприятия, оценки людьми. При этом формируется группа респондентов, заинтересованных в выработке коллективного мнения по данному поводу. Респонденты (по инициативе исследователя) заранее знакомятся с предметом обсуждения: вопросником на заданную тему, планом беседы «за круглым столом», статьей, книгой. Фокус-группа может быть сформирована по поводу ранее имевших место событий, например, что бы высказать свое мнение в связи с уже просмотренным телесериалом.

Фокусированное интервью требует от исследования предварительной подготовки. Он должен заранее спланировать обсуждение ситуации, представляющей интерес как для исследования (решения) конкретно-социальной проблемы, так и для респондентов непосредственно. Необходимо продумать весь ход обсуждения темы, тактику постановки дискуссионных вопросов, обеспечивающих поддержание интереса респондентов и стимулирующих всех участников фокус-группы высказывать их собственное мнение. Круг вопросов, включенных в план интервью, является обязательным для интервьюера. Он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому нужно получить информацию. Интервьюер в фокус-группе обладает большой свободой для учета индивидуальных мнений респондентов, но перечень данных, которые он должен получить, является стандартным при свободной форме, в которой опрашиваемый сообщает свои ответы.

Этот вид интервью дает возможность при обработке результатов использовать методы количественного анализа информации (контент-анализа), так как ответы, «сфокусированные» вокруг определенных заранее вопросов, поддаются унификации и могут классифицироваться в связи с задачами исследования (например, по характеру оценок, по смысловым единицам, выделяемым исследователем в содержании высказываний респондентов).

Метод фокус-группы напоминает по форме обсуждение актуальной проблемы «за круглым столом», но отличается большей степенью целеустремленности выступлений участников по заданным интервьюером вопросам. С его помощью изучают, в какой мере человек реагирует на различные источники и компоненты информации.

В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии и, что вообще не осталось в памяти. Метод фокус-групп может быть полезным при изучении степени эффективности учебного процесса, рекламы, пропагандистских акций в избирательных компаниях.


Загрузка...