В современной социологии существует два подхода к методам получения информации – «качественный», сторонники которого акцентируют внимание на макроструктуре общества, и «количественный», с помощью которого изучают микроструктуру общества – межличностные отношения и повседневную жизнь людей.
В «жесткой» методологии количественного подхода применяются три основных класса методов сбора первичной социологической информации: прямое наблюдение, анализ документов и опросы.
Прямым наблюдением в социологии называют регистрацию событий непосредственно исследователем. Характерными чертами научного наблюдения являются:
Наличие исследовательской цели и задач Разработка системы познавательных процедур выявления и фиксирования информации в соответствии с целью и задачами исследования Проверка качества информации на достоверность и надежность
Виды наблюдений различаются по следующим критериям:
1. По степени формализованности
1.1. Нестандартизированное, проводимое по принципиальному плану в соответствии с исследовательской целью;
1.2. Стандартизованное – организуемое по детально разработанной процедуре
2. В зависимости от положения наблюдателя По отношению к объекту:
2.1. Включенное, когда он входит в состав изучаемой группы;
2.2. Простое (невключенное) наблюдение регистрирует события со стороны;
2.3. Стимулирующее («наблюдающее участие») – Исследователь создает экспериментальную обстановку, чтобы быстрее и ярче выявить характер реакции группы на определенное явление в ее жизни. Метод «наблюдающего участия» разработан А. Н.Алексеевым.
3. По условиям организации Наблюдения делятся на:
3.1. Полевые (в естественных условиях обычной деятельности людей);
3.2. Лабораторные (в экспериментальной ситуации).
Процедура любого наблюдения требует определения:
1) объекта и предмета (кого наблюдать и что наблюдать?);
2) способов наблюдения (как наблюдать?) и
3) методов регистрации фактов наблюдения (как фиксировать события?).
Объект и предмет наблюдения определяется программой исследования – сформулированными в ней проблемой, целью, задачами и гипотезами.
Если наблюдение проводится по разведывательно-формулятивному плану в порядке подготовки программы исследования, то применяют Простое, Или Бесструктурное, наблюдение. Ориентиры такого наблюдения можно наметить в самом общем плане: общая характеристика социальной ситуации: сфера деятельности; правила и нормы регулирующие поведение объекта; степень его саморегуляции и т. п.; субъекты социальных событий, цель деятельности, мотивы и интересы отдельных участников событий; регулярность и частота наблюдаемых событий.
Процедуры стандартизированного наблюдения определяются на основе изучения литературы и результатов нестандартзированных наблюдений.
Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации (Человек и его работа, М., 1967; Копанка 25 лет спустя, М., 1965). Наблюдение может оказаться незаменимым методом в ситуациях, когда респондент не может на вербальном уровне описать последовательность своих поступков или потому, что они для него очень привычны, или, если они совершаются в состоянии сильного эмоционального напряжения.
Особое значение наблюдение приобретает при формулировке проблем, гипотез для подтверждения достоверности информации, полученной в ходе опросов, а также в тех исследованиях, в которых нет необходимости в репрезентативности (в поисковых, пилотажных, монографических исследованиях).