29. Телефонный, почтовый и прессовый опросы: возможности и специфика реализации


Телефонный опрос Широко применяется как одна из разновидностей оперативных опросов. Он предоставляет возможность немедленной компьютерной обработки данных. Хорошие результаты дают телефонные опросы по анкетам, опубликованным в газетах, имеющих массовую читательскую аудиторию, например, в «Программах радио и ТВ». Телезрители при этом могут называть коды своих ответов по анкете. Во время дискуссии в телестудии каждый телезритель может позвонить бесплатно, набрав соответствующий своему варианту ответа номер телефона. Компьютер при этом регулярно высвечивает на дисплей реакцию телезрителей.

По мнению В. А. Ядова приблизительно к 350-му ответу распределения стабилизируются, а случайная ошибка не превышает 5,5%. Нерешенной проблемой, однако, остается обеспечение репрезентативности при такой технике телефонного опроса. Но такой опрос оправдывается такими соображениями как низкая себестоимость, оперативность при мониторинге общественного мнения по актуальным проблемам. Репрезентативность телефонных опросов можно повысить за счет коррекции фактически стихийной выборки: сократить путем случайного обора количество ответов слишком активной части респондентов, обеспечивая тем самым примерно пропорциональное представительство всех социальных групп. Другой способ «взвешивания» ответов путем установления более низкого коэффициента для сравнительно активной группы. Например, если в числе телефонных респондентов доля мужчин оказалась выше, их ответы умножаются на 0,96, а женщин, соответственно, на 1,04.

Почтовый опрос В 10-20 раз дешевле, чем сбор данных путем интервью. Главная проблема – повышения удельного веса возвращаемых, заполненных анкет. Но как подтверждают эксперименты Б. З. Докторова 1979 года в Ленинграде, возврат анкет можно повысить:

На 10-15 % в результате Уведомления Об опросе по телефону, или рассылаемым по почте за 3-4 дня до отправки анкет.

Напоминанием (через 2-3 недели после отправки анкет) возврат повышается на 18 %, вторичное напоминание дает прибавку возвращенных анкет – на 26 %.

Вознаграждение (например, календарь-сувенир) повысило в одном из экспериментов возврат на 9%;

Возврат анкет с безличным обращением оказался выше, чем анкет с личным обращением: «Желательно по условиям выборки именно Ваше участие в опросе».

Заверения в анонимности, содержащееся в анкетах, рассылаемых по почте, по данным экспериментов, не влияют на увеличение доли возврата.

Почтовые опросы могут быть более представительными, если анкеты рассылаются выборочной аудитории, а не читателям данной газеты, например. Но пропаганда предстоящего опроса в данной газете повышает возврат заполненных анкет на 20%.


Загрузка...