Решение социальной проблемы направлено на достижение определенных целей, среди которых можно назвать: повышение эффективности персонала предприятия, организации, населения региона. Цель социологического исследования определяет его преимущественную ориентацию – теоретическую или прикладную, от которой зависит вся логика его проведения. Программа социологического исследования четко отвечает на вопрос: на решение какой проблемы, на получение какого-то Результата ориентируется данное исследование.
Таким образом, Цель социологического исследования – это определение главного конечного результата, на который направлена вся исследовательская деятельность. Цель обеспечивает системную упорядоченность всех способов и процедур исследования. Ясной формулировкой цели достигается четкое регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя.
Формулировка целей является исходной посылкой для постановки задач и гипотез в исследовании, поскольку все элементы программы должны быть упорядочены и сориентированы относительно цели. Выраженный в ней ожидаемый результат выступает и в качестве обоснования объема работ, затрат времени и финансовых средств, материально-технических ресурсов. В этом смысле, цель должна оправдывать средства, закладываемые в смету исследований расходы.
В зависимости от типа проблемы, сформулированной в программе исследования, его цели могут определяться как Теоритико-прикладные, или Практически-прикладные.
Теоритико-прикладная цель Направляет все исследование на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, закономерностях развития исследуемого объекта, а также на разработку новых методик исследования и на обоснование процедур.
Практически-прикладные цели ориентируют всю исследовательскую работу на поиск и обоснование эффективных в данной конкретной ситуации средств решения социальной проблемы. Практически-прикладные Цели ориентируют исследование на поиск и отбор вариантов решения проблемной ситуации с учетом информации о конкретных условиях функционирования объекта и его специфических свойствах.
Целеполагание при разработке программы исследования обеспечивает его ориентацию на конечный результат, к которому ведет последовательная цепочка решения конкретных задач, подчиненных цели, но по отношению к ней имеющих более частный характер. Поэтому важным элементом методологической части программы является выдвижение и обоснование задач исследования.
Иерархия задач, последовательное решение которых, по замыслу составителя программы, должно привести к цели – ожидаемому конечному результату, обусловлена характером поставленной проблемы. В теоретически-прикладном исследовании внимание сосредотачивается на решении теоретических (основных) задач, а задачи прикладного характера считаются неосновными. А в практически-прикладном исследовании, наоборот, практические задачи являются основными, а теоретические – не основными.
Задачи исследования – это поэтапно-содержательная конкретизация и детализация программных целей. Исследовательские задачи формулируются как конкретные частичные целевые установки, определяющие необходимую поэтапность решения поставленной проблемы. Это позволяет:
· контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования;
· не отвлекаться от основной цели и не упускать из виду второстепенное, но имеющее значение для достижения запрограммированного в цели результата исследования.
Поэтому очень важно не смешивать цели и задачи.