Обоснованность научных и практических предположений (гипотез) проверяется путем сопоставления общих (теоретических) утверждений с менее общими (эмпирическими) и последних с элементарными (регистрируемыми, измеряемыми) фактами.
Например, простая гипотеза – предположение о том, что интерес телезрителей определяется уровнем образования – потребует для своего доказательства дать:
1. теоретическую интерпретацию понятий «интерес» и «образование», то есть определить их сущность;
2. эмпирическую интерпретацию – какие виды «интереса», «уровни образования» проявляются в их взаимосвязи у телезрителей;
3. операционализацию этих понятий – в каких регистрируемых фактах проявляется, например, «интерес» телезрителей – частота и длительность просмотров определенной программы, выбор ее из нескольких возможных, факты, свидетельствующие о запоминании и обсуждении заинтересовавших передач респондентов и т. д.
Поиск эмпирических Значений Понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил Фиксирования Эмпирических признаков – Операциональным Определением.
Вопреки утверждениям позитивистов (М. Шлика) содержание теоретического понятия никогда не переводится «без остатка» в конечное число его эмпирических проявлений. Поэтому эмпирическая интерпретация понятия всегда частична.
При разработке программы необходимо выявить и уточнить по сущности и содержанию ключевые понятия, в которых формулируются гипотезы. Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном отношении, которое связано с проблемой и предметом исследования.
Например, в исследовании по теме «Отношение молодых рабочих к труду» проблема была определена как противоречие между требованиями, предъявляемыми к качеству труда, и личными интересами рабочих в сфере трудовой деятельности. Предмет — система мотивов рабочих к труду. Исследователи начали с уточнения понятия – «отношение к труду», в котором можно выделить «отношение к труду в вообще», «отношение к физическому труду» и «отношение к работе в условиях данного цеха».
Теперь, в соответствии с целью исследования можно операционализировать последнее эмпирическое значение – отношение к работе в данных конкретных условиях. Объективными признаками – индикаторами являются: производительность труда (в % к норме или количество деталей, обработанных за 1 час), % брака в работе, количество опозданий, рационализаторских предложений по своей работе, числа отказов выполнять не самую выгодную работу и т. д.
Субъективные показатели (индикаторы) отношения к труду: степень удовлетворенности, ценностные ориентации, мотивы к труду (заработок или творческие элементы труда).
Последовательность процедур при уточнении основных понятий и их интерпретации и операционализации:
На основе анализа литературы Уточняются Основные понятия, их смысл в рамках данной методологии и предмет исследования, формулируются «рабочие дефиниции понятий», то есть осуществляется их Теоретическая Интерпретация. Затем производится Эмпирическая Интерпретация ключевых понятий, или создается Образ «данного феномена» как системы его «Зримых» проявлений, которые соответствуют объему понятия, не сужая его, но и не выходя за пределы его смысла. Выбор регистрируемых и измеряемых показателей – индикаторов с указанием, как их фиксировать – Операционализация Понятий. Построение Индексов Или интегративных показателей путем комбинации индикаторов – частотных показателей (например, построение «логического квадрата» удовлетворенности трудом из показателей, характеризующих, с одной стороны, степень удовлетворенности работой, а, с другой, желанием работать на данном предприятии).
В процессе обобщения Полученных Данных крайне важно еще раз проверить, насколько семантическая и эмпирическая интерпретация понятий была удовлетворительной, то есть в какой мере соответствовала система индикаторов объему понятия. Большую роль в этом анализе понятий и их операционализации играют не только знания, но и научная интуиция, жизненный опыт исследователя.