Организация социологического исследования предполагает:
I. Разработку программы исследования, включая –
1) формулировку проблемы исследования;
2) определение целей и задач исследования;
3) определение объекта и предмета исследования;
4) интерпретацию и операционализацию понятий;
5) выдвижение и проверку гипотез;
II. Разработку Организационно – методического плана исследования, в котором определяется стратегический план исследования (поисковый, описательный и экспериментальный). Кроме этих планов, могут быть избраны такие специфические исследовательские стратегии, как:
– монографическое исследование;
– сравнительное исследование;
– панельное, трендовое, когортное или лонгитюдное исследования.
III. Определение Методического плана исследования:
1) выбор методов сбора информации;
2) описание методов обработки и анализа информации.
IV. Подготовка рабочего плана исследования:
1) Упорядочение, определение по времени и месту основных видов исследовательской работы по сбору и анализу информации с указанием сроков и ответственных исполнителей по каждому виду работ в соответствии с программой;
2) Основными звеньями рабочего плана являются:
– пилотажное исследование (апробация инструментария);
– полевое исследование (массовый сбор данных об объекте);
– подготовка первичных данных для статистической обработки, выбраковка сомнительных анкет;
– статистическая обработка, группировка данных;
– анализ, интерпретация, описание и представление результатов исследования.
V. Подбор и подготовка исполнителей для проведения социологического исследования:
– необходимое число исполнителей определяется с учетом размера и типа выборки;
– подготовка и инструктаж исполнителей проводится непосредственно перед началом полевого этапа исследования;
– наряду с рабочим планом следует составить и смету расходов, необходимых для проведения исследования.