Все вопросы в зависимости От содержания можно условно разделить на две большие группы:
1. Вопросы о фактах, событиях в прошлом и настоящем, а также о результатах деятельности.
2. Вопросы о мотивах, оценках и мнениях индивидов.
В ответах по первой группе вопросов исследователь получает сведения Объективного характера, о том, что помнит и знает респондент. При помощи второй группы вопросов выясняется Субъективное отношение респондентов к определенным событиям, общественным явлениям.
К вопросам объективно-демографического характера относятся сведения о возрасте, поле, образовании, роде занятий. Степень достоверности таких ответов достаточно высокая, кроме случаев, когда респонденты сомневаются в анонимном характере опроса.
Обычно респонденты искренне отвечают на вопросы о событиях, свидетелями которых они были, кроме действий, не одобряемых обществом или впечатления о которых стерлись из памяти за давностью происходившего.
Вопросы субъективно-оценочного характера, нацеленные на выяснение мнений, мотивов опрашиваемых нередко вызывают у них трудности. Ответы по этим вопросам могут быть неискренними. Задача исследователя в таких случаях состоит в использовании различных методик повышения достоверности информации.
Вместо прямолинейных вопросов типа «Почему Вы так думаете?», которые вызывают у респондента только отрицательную реакцию и нежелание отвечать, исследователь составляет целую серию детализированных вопросов, ответы на которые в совокупности дадут ему представление об отношении респондента к данному явлению, о причинах его оценки.
Иногда эффективными в этом плане могут быть Прожективные вопросы типа «Представьте себе, что …»
Для определения не только содержания мнения, но и его интенсивности, по мнению В. А.Ядова, целесообразно в формулировку вопроса субъективно-оценочного характера включать шкалу интенсивности мнения. Например:
«Некоторые люди говорят: Мне не нравится, когда, принимая на работу, учитываются только деловые качества человека.
А Вы как считаете?
1. Совершенно не согласен с ним
2. Согласен, но не совсем
3. Совершенно не согласен с ним»
Сочетание Прямого способа выявления мнений с Косвенным дает положительный результат.
По форме различают вопросы:
1) открытые и закрытые;
2) прямые и косвенные.
Вопрос называется Открытым или свободным, если ответ на него может быть дан в любой форме, и респондент может написать все, что он пожелает и как он пожелает.
Вопрос называется Закрытым, если он сопровождается вариантами ответов, из которых респондент может отметить те, которые соответствуют мнению опрашиваемого. Варианты ответов (перечень альтернатив) может быть качественным (типа «меню»):
Что Вас привлекает в работе?
– работа разнообразная;
– хороший заработок;
– работа творческая и т. д.
Варианты ответов могут быть и Количественного характера (измеряющие степень интенсивности оценочных суждений):
Довольны ли Вы своей работой?
– очень доволен;
– не совсем доволен;
– очень не доволен.
Преимущество открытых вопросов заключается в том, что респондент может высказать новые для исследователя, не предполагаемые ранее суждения. А недостатки заключаются в трудностях заполнения анкеты, анализа и вероятности множественной субъективной интерпретации и несопоставимости итоговых данных.
Преимущество закрытых вопросов заключается в легкости и простоте заполнения и обработки анкет, но велика опасность навязывания ответов респонденту, когда у него свое мнение еще не сложилось или ни один из вариантов ответов ему не подходит.
Поэтому на стадии пробного исследования чаще пользуются открытыми вопросами, а в массовом исследовании отдают предпочтение закрытым вопросам.
Недостатки обеих форм вопросов в значительной мере устраняются Полузакрытыми вопросами, к которым, кроме перечня альтернатив, прилагается альтернатива «Что еще?».
При конструировании закрытых вопросов следует добиваться, чтобы
1) все возможные варианты ответов были исчерпаны;
2) все альтернативны были перемешаны;
3) в перечне количественных альтернатив положительные и отрицательные стороны были бы равной длины.
Если нет твердой уверенности, что все варианты ответов исчерпаны, то следует дать возможность респонденту уклониться от ответа: «Не знаю», «Затрудняюсь ответить» или «Укажите, что еще?»
Опыт показывает, что респонденты охотнее отвечают на Косвенные безличные вопросы, чем на Прямые личные, особенно если речь идет о выяснении мнений, отличающихся от общепринятых.