Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с целью, задачами и гипотезами, определенными в программе исследования.
Основные правила построения вопросника:
Вопросы должны полностью соответствовать программе исследования. Ответы на них, как и предполагается, могут дать необходимую и достаточную информацию для решения задач исследования, при чем эту информацию нельзя получить другими средствами, кроме опроса.
Формулировка вопросов с точки зрения языка, теоретического уровня и семантического значения должна соответствовать уровню образования и культуры, быть доступными для понимания той категории респондентов, на которых рассчитана данная анкета.
Вопросы по содержанию и форме должны быть такими, чтобы опрашиваемые могли и хотели на них искренне ответить.
Структура и последовательность вопросов должна быть подчинена получению самой необходимой информации для достижения целей исследования. При этом необходимо учитывать социально-психологические особенности восприятия вопросов респондентами.
В целях повышения надежности и достоверности опроса блок косвенных вопросов предпочтительнее одного «лобового» вопроса.
При использовании дихотомических вопросов, которые требуют от респондента ответа в форме согласия или несогласия с выдвигаемым положением, очень желательно чередавать формы утверждений. Подобного рода мера преследует цель свести на нет складывающуюся у некоторых респондентов привычку отвечать или только «да», или «нет».
Чтобы предотвратить формирование склонности индивида при ответе на вопрос с фиксированными альтернативами останавливать свое внимание на первых альтернативах, необходимо менять порядок в альтернативных наборах ответов;
Последовательность тем, затрагиваемых в вопроснике, должна быть спланирована таким образом, чтобы у респондента создавалось впечатление общей целесообразности и цельности;
Переход от темы к теме должен быть логически оправданным с четким обозначением связи между ними;
Хорошо продуманной с точки зрения содержания основных блоков вопросов и психологии восприятия должна быть и общая структура анкеты. Обычно она характеризуется следующей последовательностью разделов: 1) вводная часть; 2) основная – содержательно-информационная часть; 3) социально-демографический блок вопросов.
Вводная часть Включает «обращение к респондентам», в котором указывается, какая организация проводит опрос; объясняется цель исследования; каким образум будут использованы результаты исследования; подчеркивается важность и значимость личного участия респондента в опросе; гарантируется анонимность ответов; дается инструкция по заполнению анкеты.
Основная часть состоит из вопросов, ответы на которые предполагается использовать для проверки гипотез исследования. Эта часть анкеты является самой большой по объему и самой сложной по содержанию. Поэтому она должна конструироваться с учетом психологии. В Начальной трети Вопросов важной целью состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, не отпугнуть его трудными или нетактичными вопросами. В этой части предпочтение отдается более легким вопросам, рассчитанным на получение информации о каких-то событиях, о которых респондент наверное помнит.
Вторая треть основной части содержит, как правило, более трудные вопросы о мнениях, оценках респондента, то есть о той информации, которая имеет прямое отношение к основной проблеме исследования.
Заключительная треть основной части анкеты включает наиболее интимные и различного рода контрольные вопросы, цель которых углубить и уточнить информацию, полученную в ответах на предыдущие вопросы.
Демографическая часть анкеты – здесь содержатся вопросы, касающиеся объективного положения и статуса личности (пол, возраст, семейное положение, профессия опрашиваемого). Основная роль этой части анкеты состоит в том, что она позволяет, во-первых, проверить надежность собранных данных с точки зрения их репрезентативности; и, во-вторых, сделать более качественным итоговый анализ результатов исследования.
Но вопросы и этой части должны быть исключительно целесообразными с точки зрения задач исследования. Следует избегать вопросов, ответы на которые позволяют идентифицировать личность, например, «Ваша должность», что может вызвать недоверие гарантии анонимности опроса.