Эксперимент – метод получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него контролируемых и управляемых факторов (независимых переменных).
Научный эксперимент является основным способом проверки объяснительной гипотезы (о причинах деятельности, поведения объекта).
Специфика социального эксперимента объясняется, во-первых, тем, что его объектом являются люди, наделенные памятью, сознанием, волей, стремлением к удовлетворению своих потребностей, что делает невозможным ограничить эксперимент строгими временными границами. Во-вторых, пространство причинно-обусловленной детерминации в социальном эксперименте является многомерным, что затрудняет выделение причинных зависимостей в «чистом виде».
Отличительная особенность эксперимента как метода получения социальной информации состоит также в том, что его проведение требует разработки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между явлениями.
Построение гипотезы и планирование ее проверки, прежде всего, требует описания системы переменных, детерминирующих поведение социального объекта. Управляемая или контролируемая социологом переменная называется Независимой. Иначе она обозначается как экспериментальный фактор (Экспериментальная переменная).
Признак, изменение которого определяется независимой переменной, называется Зависимой переменной.
Организация эксперимента требует, возможно, более полного учета влияния на зависимую переменную неконтролируемых факторов и условий. Таким фактором среди многих других может оказаться и осведомленность участников о том, что проводится эксперимент.
Логика экспериментального анализа была предложена Дж. Стюартом Милем еще в XIX в. По так называемому Правилу согласия Милля Устанавливают связь между двумя (или больше) рядами событий. При этом один ряд принимается за гипотетические причины, а второй, их следствия.
Если в одном ряду фиксируются события А, В, С, D и как следствие – Р, а в другом ряду М, С, К, L и как следствие снова – Р, то причиной события Р является, видимо С.
Правило различия Милля Используется для проверки гипотезы в обратном порядке: «не — С» должно повлечь за собой событие «не — Р», что логически очевидно.
Основные требования к проведению эксперимента:
1) описание объекта наблюдения (например, предприятия) в системе факторов его составляющих;
2) описание условий существования объекта;
3) формулировка гипотезы;
4) определение понятий сформулированной гипотезы; выделение независимой переменной;
5) определение зависимой переменной;
6) описание специфических условий проведения эксперимента (время, место).
Различаются виды экспериментов:
1. научный и практический эксперимент;
2. натурный (вмешательство в естественный ход событий) и мысленый (квазиэксперимент, «экс-пост-факто»);
3. контролируемый (валидный) эксперимент (предполагается тщательное выравнивание условий в экспериментальной и контрольной группах, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора);
4. параллельный (сравнивание в одно и тоже время экспериментальной и контролируемой групп) и последовательный (сравнивается состояние объекта до и после эксперимента);
5. полевой и лабораторный эксперимент.