Современная социология развивается на междисциплинарной основе, в частности, активно используются методики, заимствованные из психологии — тесты, так как, изучая мнения, стереотипы мышления отдельных индивидов, можно получить существенные характеристики социальных групп, состоящих из этих людей.
Как определяет В. А. Ядов, «Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень или степень выраженности некоторого психического свойства… личности или же психических состояний групп и общностей» (с.296).
По предмету исследования различают три класса тестов:
1.Общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности;
2. лИчностные — специальные тесты, предназначенные для диагностики отдельной черты, характеристики свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня социальной ответственности);
3. гРупповые, предназначенные для диагностики социально — психических процессов — уровня сплоченности групп, силы нравственно — психологического «давления» группы на ее членов.
С точки зрения Технических приемов Выделяются четыре разновидности тестов:
1.Объективные, аппаратурные, психофизиологические испытания, например, измерение кожногальванического рефлекса служит индикатором эмоционального состояния индивида;
2.Субъективные тесты, основанные на опросных методиках. К их числу относятся общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела, которые состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт. Например, вопрос в тесте Айзнека «Часто ли Вас беспокоит чувство, что Вы чем-то хуже других?» служит индикатором состояния общей тревожности индивида;
3.Тесты «с карандашом и бумагой», например, для диагностики внимания — вычеркивание определенных букв в тексте («корректорный тест»);
4.Тесты групповой оценки личности.
Важнейшее условие применения тестовой методики — многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики.
Тестовые показатели всегда относительны. Точка соотнесения итогового балла (индекса) определяется статистически на значительной группе испытуемых (200 — 300 человек). Так, например, для тестирования свойств памяти определяют статистически устойчивый показатель наибольшего и наименьшего числа запоминаний тестового материала. Наименьший показатель по базовой группе становится исходным пунктом. Измерение свойств памяти данного субъекта всегда соотносится с базовыми точками отсчета.
В социологии широко применяется проективная техника проведения тестов. К ним относится тест Семантического дифференциала Ч. Осгуда. Этот тест хорошо зарекомендовал себя в исследованиях эмоциональных отношений людей к смыслу понятий, суждений.
Испытываемому предлагается последовательно высказать свое отношение к заданному объекту или понятию (например, работа) по целевому набору полярных семичленных шкал (см. схему).
Образец шкал семантического дифференциала применительно к понятию работа
|
|
|
|
Если испытуемый положительно относится к объекту, его оценки будут сосредотачиваться ближе к позитивному полюсу шкал. Однако тест имеет смысл при сопоставлении данных по нескольким объектам, а не по абсолютному значению суммарных оценок.
В качестве полюсов шкал Осгуд использовал 20 пар терминов, предварительно отобранных факторным анализом на 360 различных объектах оценивания. Он выделяет в этих 20 парах три ведущих факторах: «отношение», «сила», «активность». В числе итоговых шкал Ч. Осгуда следующие:
Жестокий — добрый, кривой — прямой, мужской — женский, активный — пассивный, твердый — мягкий и др.
Для получения показателя СД в отношении определенного объекта («работа», «семья» и т. п.):
1.вычисляются различия оценок по каждой паре;
2.разности по шкалам возводят в квадрат;
3.суммируются квадраты разностей;
4.извлекают квадратный корень из суммы квадратов разностей (СД = )
Тесты на выявление личностных диспозиций (методика определения системы ценностных ориентаций) М. Рокича, регистрации обобщенных социальных установок и др. Широкое использование такого рода методик социологами подтверждает их практическую полезность в теоретико-прикладных исследованиях.