23. Биографический метод и метод отдельного случая


Биографический метод является одним из способов целенаправленного создания документов как самостоятельного источника информации. Болгарский социолог Стоян Михайлов (с.271) так описывал этот метод. Объявляется конкурс на написание автобиографий представителями того слоя населения, которым интересуется исследователь. Поступившие автобиографии изучаются, устанавливаются основные факторы, обусловившие типичное для данного слоя отношение к определенному аспекту действительности. Статья об исследовании публикуется вместе с наиболее характерными автобиографиями.

Таким же образом можно исследовать сочинения по заданной теме, дневники. Так устанавливаются факты из общественной жизни, раскрываются оценочные взгляды людей в отношении поставленного вопроса, определяется их культурный уровень и т. д.

Специфическое для биографического метода заключается в том, что в отличие от остальных документов биографии и сочинения инициируются исследователем. В процессе первичной и вторичной обработки этой информации используются приемы и техника качественного анализа и контент-анализа документов.

Автобиографии характеризуют индивидуальные психологические особенности автора, показывают его в том социальном контексте, в котором он действует, дают отражение крупных социальных процессов и явлений в индивидуальных судьбах. Таких материалов не могут дать другие документы, отражающие, как правило, ограниченные по времени фрагменты из жизни человека.

В процессе качественного анализа автобиографии следует, прежде всего учитывать мотивировки написания автобиографии:

1. Желание осмыслить собственную жизнь, подытожить пройденный жизненный путь и сделать выводы на будущее.

2. Автобиография — мемуары как ценный исторический, социально-психологический или социологический материал.

3. Материальная и моральная заинтересованность (конкурс автобиографий, публикация в печати).

4. Требование написать автобиографию от врача-психолога или от администрации при поступлении на работу.

5. Автобиография как выход внутреннего психологического напряжения (письмо «исповедь», прощальная записка самоубийцы).

6. Самооправдание в собственных глазах или в глазах окружающих.

7. Стремление показать себя, утвердить свою личность.

Интерпретация автобиографического материала требует проникновения исследователя в мотивационную структуру автора и соответствующей оценки обоснованности и надежности получаемой таким образом социологической информации.

С учетом возможностей и ограничений данного способа накопления первичных эмпирических данных используются следующие методы обработки автобиографий.

1. Конструктивный метод. Исследователь, изучая биографии под определенным углом зрения, строит картину социальной жизни на основе уже имеющейся концепции данного процесса (времени, регионов). В ходе анализа проверяются гипотезы, содержащиеся в общей концепции.

2. Метод экземплификации. Он заключается в иллюстрации гипотез примерами из автобиографий. Материал в этом случае не проверяет гипотез. Научная ценность такой обработки небольшая даже при истинности той или иной специальной теории.

3. Метод анализа содержания: исследования частоты наступления определенных событий в данных обстоятельствах.

4. Статистическая обработка. Установление зависимости между разными социальными чертами авторов, их позициями и проявляемыми стремлениями. Если автобиографии получены от однородной и многочисленной совокупности (несколько сотен авторов), то научная ценность статистического анализа достаточно высокая. Статистические методы обеспечивают более значительную объективность исследования.

5. Типологический анализ заключается в установлении распространенных в социальной действительности типов личности, типов поведения. В этом аспекте биографический метод считается очень эффективным. При этом обращается внимание на количественную сторону явлений, хотя и не так строго, как при статистическом. К наиболее серьезным недостаткам личных документов (биографического метода в целом) следует отнести:

— нерепрезентативность;

— автобиографию пишут далеко не все;

— трудность получения личных документов;

— возможность необъективности авторов и фальсификации документов;

— субъективность оценок, мнений, зафиксированных возможно, под влиянием момента и не выражающих в действительности позицию автора;

— автобиография может представлять собой художественный вымысел.

Следовательно, личные документы (автобиографии, в частности) можно рассматривать как вспомогательный эмпирический материал.

Метод изучения отдельного случая. (Case – метод, монографический метод ) представляет собой углубленное исследование конкретного социального явления на одном, отдельном, но типичном (представительном) объекте. Это обеспечивает возможность отнесения результатов исследования к проблеме в целом, что достигается обычно двумя путями:

1. через выделение типичных черт отобранного для исследования объекта, то есть через нахождения в нем значимых общих признаков, достаточных для идентификации его с соответствующим классом объектов;

2. через определение параметров анализа, то есть оцениваемых признаков, позволяющих установить соответствие предмета исследования представляемой совокупности.

Для этого метода характерно ограниченное использование точных количественных методов. Наиболее применимы методы наблюдения, интервью, анализ документов.

Значение метода отдельного случая (монографического метода) не ограничивается применением лишь к типичным объектам социологического исследования. Он оказывается весьма полезным при изучении объектов в социальном эксперименте, когда обнаруживается зарождение нового явления, которое в будущем может стать типичным, массовым.

Монографические исследования обычно необходимы для изучения вновь возникающих явлений, сущность, структура и механизмы, которых мало известны. Объектом изучения отдельного случая может быть лицо, эпизод из личной жизни, группа, конкретные отношения между людьми, иначе говоря, любой аспект социальной реальности, определяемый как единица исследования (наблюдения).

Нередко этот метод используют для первоначальной ориентации в новой социальной проблеме.

Загрузка...