Наиболее видный социальный теоретик в Италии в начале XX века —Вильфредо Парето (1848 — 1923), основной его труд «Трактат всеобщей социологии» (1916) Предлагаемый метод исследования был назван им Логико-экспериментальным. Социология должна была стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных элементов недопустимо, поскольку ведет к искажению и фальсификации фактов. Все социальные действия Парето разделил на «логические» и «нелогические».
«Логические» действия управляются разумом и регулируются нормами. Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчасти политики. «Нелогические» же действия, составляющие основною — массу всех человеческих действий вообще, руководствуются особой «логикой чувств». Парето полагал, что не все чувства достойны внимания социолога, а только такие, которые имеют своим результатом определенного рода действия. Они имеют черты неизменности, постоянства и потому являются именно теми элементами социальной системы, которые «детерминируют социальное равновесие». Итальянский социолог дал этим элементам название — Резидуи, что означает «остатки» или «Осадки». «Остатки» как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов, психических состояний и предрасположений. Они являются внутренними биологическими импульсами, определяющими социальное поведение человека. Он подчеркнул главную роль двух первых классов «остатков». Первый класс — Инстинктом комбинаций. Это — внутренняя психологическая склонность человека собирать и комбинировать вещи, отчасти из-за удовольствия, получаемого от этого, отчасти потому, что трудно удержаться от собирания и комбинирования. Этого рода «остатки» лежат в основе всех социальных изменений. Второй класс — «Постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять связи, сформировавшиеся однажды. Это консервативное чувство лежит в основе неприятия всего нового. любых перемен и изменений. В остальные классы включалось Стремление человека проявлять себя в общественных действиях и Поступках, Чувства социальности, Собственности, сексуальный инстинкт.
Из основополагающей роли чувственных сфер человеческой психики Парето выводил свои Теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит.
Существенным элементом социальной системы является, Социальная гетерогенность, которая предопределяется изначальным психологическим неравенством индивидов. Особенность той или иной социальной группы зависит от природных способностей ее членов, а это в свою очередь определяет общественное положение группы на той или иной ступени общественной лестницы. Тем. кто имеет «высший показатель в своей области», Парето давал название «элиты». Элита — это избранный элемент населения, к которому приспосабливается остальная его часть. Элита в свою очередь подразделяется на две части. Одна — прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом («правящая элита», или «правящий класс»), а вторая — не участвует в управлении и подвизается в художественной или научной сфере («неуправляющая элита»).
Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Наиболее одаренные из представителей низов поднимаются вверх, пополняя правящую элиту, члены которой, деградируя, спускаются вниз, в массы. Происходит циркуляция, или круговорот, элит — процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, которое представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине. То есть. в ком преобладает разум, управляют и руководят теми, в ком — преобладают чувства.
Парето указывает на два главных качества управляющей элиты: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо.