В своих методологических исследованиях Вебер в сущности присоединился к неокантианскому варианту антинатуралистического обоснования исторической науки. Вебер разграничивает два акта — отнесение к ценности и оценку. Наука о культуре, обществе и истории, заявляет Вебер, должна быть так же свободна от оценочных суждений, как и наука естественная.
Поскольку, согласно Веберу, ценности — лишь выражения общих установок своего времени, постольку у каждого времени есть и свои «Абсолюты».
Учение о понятиях как средствах преодоления интенсивного и экстенсивного многообразия эмпирической действительности своеобразно преломилось у Вебера в Категории Идеального типа. Идеальный тип — это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Таким образом, идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. В этом смысле Вебер называет идеальный тип «утопией».
Задача социологии — устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий. Чтобы показать, как применяется понятие идеального типа у Вебера, необходимо проанализировать это понятие и с содержательной точки зрения. Для этого введем еще одну категорию социологии Вебера — Категорию понимания.
Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. То обстоятельство, что человеческое поведение поддается осмысленному толкованию, предполагает специфическое отличие науки о человеческом поведении (социологии) от естественных наук.
С принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии — Категория социального действия.. „Действием следует называть человеческое поведение, если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл.
Таким образом, социальное действие, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет еще и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное.
Сознание действующего индивида оказывается, необходимым для того, чтобы изучаемое действие выступало в качестве социальной реальности. Описанный тип действия Вебер называет Целерациональным.
Целерациональное действие — это идеальный тип, а не эмпирически общее, тем более не всеобщее. Как идеальный тип оно в чистом виде редко встречается в реальности. Именно целерациональное действие есть наиболее важный тип социального действия, оно служит образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия.
Итак, по Веберу, понимание в чистом виде имеет место там, где перед нами — целерациональное действие.
Вторым обязательным моментом социального действия Вебер считает ориентацию действующего лица на другого индивида (или других индивидов).
При рассмотрении веберовского разделения видов действия мы сможем понять: как применяется «идеальная модель» целерационального действия. Вебер указывает четыре вида действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.