Видный российский социолог и историк Н. И. Кареев, автор книг «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889), «Введение в изучение социологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и др., полагал, что социология призвана открывать законы, управляющие общественными явлениями. При этом он утверждал, что между биологией и социологией необходимо помещать психологию, но «не индивидуальную, а коллективную» [27. С. 40].
Поскольку все общественные явления суть, по Н. И. Карееву, проявления духовного взаимодействия между людьми, то коллективная психология способна выступать как основа социологии. Главной же проблемой социологии ученый считал вопрос о методе социального познания, трактовку коллективной психологии как основы общества и выяснение онтологических аспектов исторического процесса.
Метод социологии, основополагающую парадигму социологического мышления Н. И. Кареев связывал с определенными «идеальными принципами», которые, с одной стороны, должны быть выше идеологических, национальных, религиозных или классовых предрассудков, но, с другой, выступают как атрибут социального познания, ибо никакое общественное явление, по мнению исследователя, не может быть понято без субъективного к нему отношения.
Общество, обозначаемое Н. И. Кареевым как «надорганическая среда», понималось им как сложная совокупность психопрактических взаимодействий личностей. Последняя включала в себя, по мнению социолога, «культурные группы» и «социальную организацию».
«Культурные группы» являются порождением воспитания, привычек и подражания, свойственных людям, и отражают процессы общего взаимодействия индивидов.
«Социальная организация» выступает как индикатор положения личности в трех измерениях (юридическом, политическом и экономическом), как показатель предела индивидуальной свободы. Этот феномен, по Н, И. Карееву, и является предметом социологии.
Трактуя общественные законы и закономерности как продукт деятельности разума и воли человека, он полагал, что главной задачей социологии является постижение тех новаций, которые сформировались в социальной жизни. Выяснение же механизмов образования этих новаций социолог считал предметом теории исторического процесса (специфической общественной дисциплины). Желая сконструировать некую достаточно целостную теоретическую модель, Кареев ввел в систему собственных представлений об иерархии социальных дисциплин «теорию исторического прогресса». Являя собой, по его схеме, предмет философии истории, а не социологии, эта теория отличалась рядом оригинальных подходов и перспективных идей. Главной из них правомерно считать гипотезу о неравнозначности эволюции и прогресса (эволюция — объективно фиксируемый процесс — явление безоценочное; прогресс же всегда «измеряется» идеалом — верой свободы и развития личности)
Несмотря на очевидный методологический дуализм, социологическая концепция Н. И. Кареева особо интересна именно тем, за что она была впоследствии жестко раскритикована обществоведами воинствующе-материалистической ориентации, — пониманием степени свободы человеческой личности в качестве высшего критерия социального прогресса
Не будучи столь мощным течением, как органицизм и психологизм в западной социологии, российская школа тем не менее подготовила почву для успешного критического усвоения в стране достижений последующих классиков обществознания (психоанализа и родственных ему учений).