24. теория факторов Ковалевского «Теория факторов»: особенности социального взаимодействия


Известно, что центральной и наиболее спорной пробле­мой для социологов времени Ковалевского была проблема факторов социальной жизни. Каждый социолог стремился выделить в качестве главного какой-либо фактор и с этой точки зрения объяснить все социальные явления. Естественно, что и Ковалевский, при его сознательном стремлении избегать какой — либо социологической односторонности, не мог не обратиться к этой проблеме. Анализ соответствующих взглядов русского ученого весьма значим, поскольку позволяет, во-первых, глубже понять его концепцию и характер его исследований и, во-вторых, уви­деть, что предлагаемое им решение оказалось плодотворным и перспективным.

Сразу отметим, что Ковалевский своим творчеством ут­верждал идею плюралистической социальной причинности и всегда выступал против однофакторных социальных моделей. Ориентация на построение методом компаративистики исто­рико-эмпирической социологии побуждала его к полифункциональному анализу, к отказу от схематизма и шаблонов, к критике всяких скороспелых и категорических суждений, к широкому взгляду на социальные альтернативы. "Следует говорить, — подчеркивал Ковалевский, — не об односторон­нем влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из которых слагается обществен­ная жизнь, и не о руководящих факторах — экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях обще­жития". И в другом месте: "Все стороны обще­ственной жизни тесно связаны между собою и воздействуют друг на друга. Раскрыть это взаимодействие в прошлом и объяснить зарождение верований и учреждений и составля­ет ближайшую задачу всякого социолога, всего же более того, кто посвятил свой труд генетической социологии".

Необходимо учитывать, что взгляды Ковалевского на эту проблему, как справедливо показал П. А. Сорокин, хотя и не­сколько подтягивая идеи своего учителя к собственной кон­цепции, эволюционировали: во-первых, от скрытого плюра­лизма к открытому (а не от монизма к плюрализму, как считал другой знаменитый ученик Ковалевского Н. Д. Кондратьев);

Во-вторых, от субстанциональной трактовки факторов к их методологическому конструированию, где причина трактует­ся не как некая "сила", но как элемент функционального ряда, т. е. фактор оказывается условно выделенной независимой переменной, а его эффекты — зависимыми переменными; в-третьих, от различения главных и второстепенных факторов к признанию их равномощности.

Ковалевский всегда подвергал принципиальной критике "несчастную идею" монизма и именно в этом контексте оце­нивал существующие социологические концепции. Например, анализируя экономический материализм, он отмечал, что его представители не видят зависимости техники, производства от знаний, религии, умственного прогресса. Такому же многоуровневому анализу Ковалевский подвергает и на­циональный вопрос, видя в нем и интегрирующий, и диффе­ренцирующий фактор социального взаимодействия. Однако для более глубокого понимания взглядов Ковалевского на функции и развитие социальных общностей мы должны обра­титься к его генетической социологии.

Загрузка...