Известно, что центральной и наиболее спорной проблемой для социологов времени Ковалевского была проблема факторов социальной жизни. Каждый социолог стремился выделить в качестве главного какой-либо фактор и с этой точки зрения объяснить все социальные явления. Естественно, что и Ковалевский, при его сознательном стремлении избегать какой — либо социологической односторонности, не мог не обратиться к этой проблеме. Анализ соответствующих взглядов русского ученого весьма значим, поскольку позволяет, во-первых, глубже понять его концепцию и характер его исследований и, во-вторых, увидеть, что предлагаемое им решение оказалось плодотворным и перспективным.
Сразу отметим, что Ковалевский своим творчеством утверждал идею плюралистической социальной причинности и всегда выступал против однофакторных социальных моделей. Ориентация на построение методом компаративистики историко-эмпирической социологии побуждала его к полифункциональному анализу, к отказу от схематизма и шаблонов, к критике всяких скороспелых и категорических суждений, к широкому взгляду на социальные альтернативы. "Следует говорить, — подчеркивал Ковалевский, — не об одностороннем влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из которых слагается общественная жизнь, и не о руководящих факторах — экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях общежития". И в другом месте: "Все стороны общественной жизни тесно связаны между собою и воздействуют друг на друга. Раскрыть это взаимодействие в прошлом и объяснить зарождение верований и учреждений и составляет ближайшую задачу всякого социолога, всего же более того, кто посвятил свой труд генетической социологии".
Необходимо учитывать, что взгляды Ковалевского на эту проблему, как справедливо показал П. А. Сорокин, хотя и несколько подтягивая идеи своего учителя к собственной концепции, эволюционировали: во-первых, от скрытого плюрализма к открытому (а не от монизма к плюрализму, как считал другой знаменитый ученик Ковалевского Н. Д. Кондратьев);
Во-вторых, от субстанциональной трактовки факторов к их методологическому конструированию, где причина трактуется не как некая "сила", но как элемент функционального ряда, т. е. фактор оказывается условно выделенной независимой переменной, а его эффекты — зависимыми переменными; в-третьих, от различения главных и второстепенных факторов к признанию их равномощности.
Ковалевский всегда подвергал принципиальной критике "несчастную идею" монизма и именно в этом контексте оценивал существующие социологические концепции. Например, анализируя экономический материализм, он отмечал, что его представители не видят зависимости техники, производства от знаний, религии, умственного прогресса. Такому же многоуровневому анализу Ковалевский подвергает и национальный вопрос, видя в нем и интегрирующий, и дифференцирующий фактор социального взаимодействия. Однако для более глубокого понимания взглядов Ковалевского на функции и развитие социальных общностей мы должны обратиться к его генетической социологии.