29. Возрождение социологии в 60-е годы


Первое упоминание о социологии как возрожденной научной дисцип­лине относится к 1955 год, когда академик В. С. Немчинов охарактеризо­вал ее как одну из отраслей философского знания, предметом которой яв­ляется развитие общества. В дальнейшем, в 1965 году. социология опре­деляется как наука о законах и движущих силах развития общества. Ее предметом полагают исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей — закономерно­стей становления и развития социальных отношений людей, различных форм их социального взаимодействия. Этот подход, очевидно, полностью отождествлял ее с историческим материализмом, а ее методы — с диалектико-материалистической методологией.

В 60-х годах была выработана трехуровневая концепция социо­логии: исторический материализм есть общесоциологическая теория, она задает типовой способ построения частносоциологических теорий, кото­рые в свою очередь опираются на обобщение социальных фактов. Эта концепция, сыгравшая свою роль в становлении советской социологии, была, как уже отмечалось, своеобразным компромиссом. Она позволила утвердить статус конкретных социологических исследований, но вместе с тем затруднила включение отечественной науки в мировой процесс разви­тия социологии.

Важным шагом на пути институализации социологии в стране явилось издание в 1966 году двухтомника «Социология в СССР», в котором обоб­щался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в разных сфе­рах советского общества. В него вошли исследования по общей социологиче­ской теории (П. И. Федосеев, Г. П. Францев, Г. В. Осипов и др.), методологии и методике социальных исследований (Г. М. Андреева, Б, А. Грушин, В. Н. Садовский, П. П. Маслов, И. И. Чангли, В. С. Немчинов и др.), со­циальным проблемам труда и досуга (М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, С. Т. Гурья­нов, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, Г. А. Пруденский, С. Ф. Фролов, Т. Г. Журавлев), социальным проблемам города и деревни (А. И. Тодо­ровский, В. Н. Шубкин и др.), исследования на стыке смежных с социоло­гией наук (Г. А. Слесарев, Б. Ц. Урланис и др.).

В эти годы в стране были созданы первые социологические учрежде­ния: отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 году была основана Советская со­циологическая ассоциация. В 1969 году на базе отдела социологических исследований Института философии АН СССР был создан Институт кон­кретных социальных исследований (с 1972 — Институт социологических исследований, а с 1990 — Институт социологии АН СССР). Были органи­зованы отделы социологических и социальных исследований во Всесоюз­ном институте системных исследований (Москва), Институте экономики и организации промышленного производства (Новосибирск), Институте со­циально-экономических проблем (Ленинград), Институте Уральского на­учного центра (Свердловск), Институте международного рабочего движе­ния (Москва) и др. На Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Литве, Эстонии сложились социологические подразделения. Значительно расши­рилась сеть социологических лабораторий в вузах страны. В университе­тах (МГУ, ЛГУ, НГУ, БГУ, УрГУ и др.), а также в некоторых экономиче­ских вузах (Институт управления в Москве, Ленинградский финансово-экономический институт и др.) были введены спецкурсы по прикладной социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные по­собия по социологии и ее истории.

Осмысливая опыт 60-х годов, можно судить о том, в какой мере идео­логическая концепция поступательного развития социалистического строя в коммунистическое будущее детерминировала научные подходы и формы объяснения анализируемых ситуаций, задавала социальный стереотип ис­следователю. Так, буквально все исследования социально-классовой структуры советского общества были нацелены на демонстрацию стира­ния различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией в процессе перехода к коммунизму.

Ценность наиболее серьезных работ определяет не идеологизированная концепция, а глубина анализа конкретно-исторической ситуации, адекват­ность применения методов сбора и обработки первичной социологической информации, корректность выводов. Многие из этих исследований имели очень удачные находки в области создания статистико-математического аппарата. Например, при исследовании проблем обучения плодотворно применялась теория случайных процессов; при изучении общественного мнения — теория марковских цепей; в изучении малых групп и конфликт­ных ситуаций — теория групп и линейного программирования. Это про­никновение современной математики в конкретные социологические ис­следования казалось вполне естественным: математика выступала необхо­димым средством систематизации и проверки исходной социальной ин­формации.

Плодотворность развития количественных методов в те годы объясня­лась во многом тем, что социология как бы пробовала себя на стыке с раз­ными науками — экономикой, математикой, системотехникой, статистикой и др., привлекая к себе ведущих специалистов в данных областях. Боль­шое внимание в это время уделялось разработке методологии и логике системного подхода, принадлежавшим к числу основных достижений нау­ки середины XX века. Выдвижение системы в качестве объекта исследо­вания позволяло рассматривать этот объект как целостное образование, возможность саморазвития которого определяется гибкостью и универ­сальностью связей между его элементами. Перед социологией вставала особая познавательная задача: выявление комплексов влияющих друг на друга связей, обеспечивающих состояние, функционирование и развитие системы в направлении ее усложнения и совершенствования.

Вследствие могучего тока от естествознания к обществоведению со­временная социология, вопреки заданному идеологическому руслу, фор­мировалась как конкретная экспериментальная наука о структуре, функ­ционировании и развитии социальных систем, выходя на путь строгого исследования и отказываясь от умозрительных конструкций, утопизма, морализаторства. В рамках социологического (в том числе количественно­го) анализа утверждались категории социальных функций, социальных ролей, социальных отношений и т. д. Однако говорить о количественном анализе социальных систем и процессов как о новом методологическом уровне исследований в социологии было еще преждевременным и в силу специфики ситуации, и в силу значительного отставания советской социо­логии от современной западной.

История становления и развития социологии в 60-е годы убеждает в том, что вопреки конкретной ситуации, характеризуемой тоталитарной идеологической концепцией единения общества, несмотря на искусствен­ное отождествление социологии с догматами исторического материализ­ма, лишившее ее собственного лица, в этот период был сделан определен­ный рывок в развитии этой науки. Ведущими социологами страны был внесен заметный вклад в изучение и решение проблем методологии и ме­тодики конкретных социологических исследований: в сфере методологии и процедуры социологических исследований (В. А. Ядов, А. Т. Здравомыслов, Г. М. Андреева, Г. В. Осипов);В сфере СМИ и общественного мне­ния (Б. М. Фирсов, Б. А. Грушин, В. С. Коробейников);’ в сфере социоло­гии труда и промышленной социологии (В. А. Ядов, В. Г. Подмарков, Т. И. Заславская, О. И. Шкаратан, 3. Г. Файнбург и др.); в сфере социо­логии личности (И. С. Кон, Ю. А. Левада, В. Б. Ольшанский и др.); в об­ласти разработки принципов системного анализа (И. В. Блауберг, В. И. Са­довский, Э. Г. Юдин); в сфере применения количественных методов в социо­логии (Ю. Н. Гаврилец, Ю. Л. Коваленко, Г. И. Саганенко, А. А. Чупров и др.). Именно в 60-е годы был подготовлен серьезный задел в виде отечест­венных достижений и успешного осмысления зарубежного опыта, позво­ливший социологии оформиться, несмотря ни на что, в самостоятельную науку со всеми необходимыми атрибутами и с разделением по отраслям социологического знания. Кроме того, опыт 60-х годов позволяет покон­чить с иллюзией самодостаточности советской социологии. Залогом даль­нейшего развития отечественной социологии являются не только успеш­ные собственные исследования, но и преодоление отрыва от мировой со­циологической науки путем освоения всего ценного, что достигнуто за время ее существования.

Загрузка...