Для ввода информации в компьютер служат разные устройства: лентопротяжные механизмы, дисководы, каналы связи. Для ручного ввода информации, пожалуй, самое удобное – дисплей (Дисплеи.).
На дисплее есть клавиатура, как на пишущей машинке. С нее очень удобно вводить тексты.
А если нужно ввести рисунок? Правда, мы описывали, как кодируются рисунки для компьютера (Что такое информация.), но очень уж утомительно каждый рисунок разбивать на клеточки, размечать цифрами.
К счастью, на современном компьютере этого можно и не делать.
Тебе никогда не попадалась игрушка «Пантограф»? Это несколько реечек, соединенных определенным образом. На конце одной из них укреплен карандаш или фломастер, на конце другой – указка. Если двигать указкой вдоль контура какой-либо фигуры, то карандаш нарисует на бумаге такую же. Правильнее сказать, не такую же, а подобную. Потому что можно перерисовать картину в масштабе – увеличить или уменьшить все ее размеры.
У современного компьютера тоже есть электронный пантограф. Он называется сколкой. Вместо указки у сколки «прицел», как у оптической винтовки. И соединена сколка с компьютером не реечками, а кабелем. Однако применяется сколка для тех же целей, что и пантограф. Она копирует рисунок с бумаги на экран дисплея.
Нужно, скажем, скопировать линию. Подводят сколку к одному ее концу и нажимают кнопку (она прямо на сколке). На экране появляется точка. Потом ставят прицел против другого конца линии и нажимают на другую кнопку – линия на экране.
Сколку применяют при копировании чертежей.
Для переноса на экран рисунков, состоящих не из одних прямых линий, использовать сколку неудобно. Сложно с ее помощью и нарисовать новый рисунок.
Для этих целей существует световой карандаш. Внешне он напоминает обычный карандаш, только на конце его нет грифеля. Вместо него в карандаш вмонтирован специальный чувствительный элемент. Каждое прикосновение этого элемента к экрану оставляет на нем светящуюся точку. Таким образом световым карандашом рисуют прямо на экране дисплея.
Есть и другой способ.
По горизонтальной поверхности стола бежит серая мышка. Ее длинный хвост – провод, подсоединяющий мышь к компьютеру. Бегает мышка не самостоятельно. Ее двигает человек. Каждое движение мышки отражается на экране компьютера. Так там появляется любой рисунок.
Описанное устройство так и называется – манипулятор мышь. Это одно из самых популярных средств ввода информации в компьютер.
Мышь представляет собой небольшую коробочку серого цвета (как настоящая мышка), внизу которой находится шарик. При движении мыши шарик крутится и передает информацию о своем положении на компьютер.
Популярности мыши способствовала не только возможность легко рисовать. Этот прибор очень удобен при работе с «меню» (Как читать эту книгу.). Двигая мышь по столу, мы можем подвести курсор на экране к нужной строчке «меню» (все равно, что указать на нее пальцем). После этого достаточно нажать кнопку на спине мышки – и выбранное из «меню» блюдо-функция в нашем распоряжении.
Часто используют мышь и в компьютерных играх. Особенно, когда по ходу игры нужно вести человека на экране по лабиринту или проводить космический корабль мимо пролетающих астероидов и метеоритов.
Но еще более удобен при играх джойстик. Это английское слово, обозначающее ручку управления, чаще всего на самолетах.
Джойстик электронный может двигаться в пространстве так же, как настоящий. Используют этот прибор, когда на экране нужно промоделировать пространственные движения. К примеру, для управления тем же самолетом, но на экране. Иллюзия полная. Потянул ручку на себя – самолет пошел вверх; повернул в сторону – самолет послушно выполняет маневр.
Как видишь, создатели компьютеров делают очень много, для того чтобы работа с нашим электронным другом и помощником становилась все более удобной.