Пекарь из муки и воды в специальной печи выпекает хлеб. Токарь из бесформенной болванки на станке делает болты и гайки. Столяр из обыкновенного полена может сделать Буратино.
Человек, работающий на компьютере, из информации делает информацию.
Что же это такое?
В учебнике математики для третьего класса есть разные задачи, например такая; «Летом в пионерском лагере отдыхали 700 ребят, из них в июне – 200, а в июле – 300. Сколько ребят отдыхало в пионерском лагере в августе?»
Здесь число ребят, отдыхавших в пионерском лагере, – информация. Указание на то, что они отдыхали летом, – тоже информация, и количество детей, побывавших в пионерском лагере в июне и в июле, – информация. Наконец, решив задачу (т. е. обработав исходную информацию), ты получишь новую информацию – в августе в пионерском лагере отдыхало 200 детей.
Информацией является описание Бородинского сражения, формулировка закона Ньютона, сообщение о запуске космического корабля.
Не обязательно, чтобы источником информации был человек.
Растение сохнущими листьями информирует о нехватке влаги.
Транзисторный радиоприемник, начавший говорить тише, информирует, что сели батарейки.
И приемник информации может быть неодушевленным.
Рулевой, к примеру, поворотом штурвала информирует корабль о необходимости изменить курс.
Короче говоря, информация – это любые сведения, которыми обмениваются люди друг с другом, получают от окружающей среды, передают машинам. Информацией могут обмениваться и компьютер с компьютером.
Передается информация в виде сигналов. Сигналами являются слова, показания приборов, сохнущие листья, повороты штурвала.
Человек может принимать и обрабатывать сигналы в различной форме – слова, рисунки, знаки.
Компьютер, даже самый сложный, может работать только с двумя видами сигналов. Дело в том, что электронная начинка любого компьютера (Как устроен компьютер) состоит из множества элементов, каждый из которых может находиться всего в двух состояниях: закрыт – открыт, намагничен – ненамагничен, есть ток – нет тока. Каждое из пары состояний можно обозначить цифрами: 0 или 1.
Как же установить связь между реальными объектами и двумя цифрами?
– Товарищ капитан, шифрограмма от Алекса.
– Давайте. Так. 68 15 21 23 … Дешифровка есть?
– Вот она. «Кентавр на связь не вышел».
Ты, наверное, читал, что-нибудь подобное в книгах о разведчиках?
Шифрограмма – это запись текста цифрами. Каждой букве или слову соответствует число. Дешифровка – обратный процесс – превращение чисел в текст.
По такому же принципу кодируется информация для компьютера. Код представляет собой число, состоящее из нулей и единиц, других цифр компьютер не понимает. Каждый разряд такого числа называется бит, а само число, в котором имеется восемь бит, – байт. Можно сосчитать, сколько различных символов можно зашифровать с помощью таких чисел.
Каждый разряд может принимать одно из двух значений. Значит, все число может принимать столько значений, сколько получится, если перемножить восемь двоек: 2×2× ×2×2×2×2×2×2. В математике это обозначают так: 28. Выполнив умножение, получим число: 256. Не так уж мало! Цифр всего 10, букв в русском алфавите – 33. Добавим еще латинские буквы, их – 26. Учтем, что буквы могут быть строчные и прописные. Всего получается 128 символов. Значит, осталась возможность закодировать знаки арифметических операций, знаки препинания и другие специальные символы.
Существует специальная таблица, которая показывает соответствие между кодами и символами. Часть ее перед тобой.
Теперь, если хочешь, можешь попрактиковаться в кодировании сам. На картинке изображены перфокарта и обрывок перфоленты с закодированными текстами. Отверстие – это единица, а отсутствие его – ноль. (Видишь, как удобно двоичное представление!)
Раньше только перфокарты и перфоленты использовались для ввода информации в компьютеры (Как устроен компьютер). Программистам частенько приходилось проверять правильность пробивок вручную. Вот и ты можешь на минутку стать программистом прошлого и попытаться прочесть, что написано на карте и ленте. Подскажем только, что карту нужно читать по вертикали снизу вверх (каждая колонка – символ), а ленту – по горизонтали слева направо (каждая строка – символ).
(Надписи: «ЭВМ НУЖНА ВСЕМ» и «ПРИВЫКАЙ К ЭВМ».)
Кодировать можно не только тексты, но и рисунки, даже цветные. Вот как это делается. Рисунок разбивают на маленькие квадраты, так, что каждый квадратик окрашен в один цвет. Каждому цвету соответствует определенный код. Чтобы короче писать, обозначим эти коды десятичными цифрами, например так: 0 – белый, 1 – красный, 2 – желтый, 3 – зеленый и т. д. Тогда весь рисунок можно записать цифрами и эту информацию передать компьютеру. Тогда он сам сможет воспроизвести рисунок.
Попробуй поупражняться в этом занятии. Расшифруй рисунок (см. цифры справа) и изобрази его в пустых клетках.