Основные вопросы:
- Менталитет: понятие, факторы формирования и характерные черты.
- Культурная картина мира: понятие и структура.
- Проблема менталитета в истории научной мысли
Термин «Менталитет» происходит от латинского слова «mens», что переводится как ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. При расхождении между учеными в трактовках менталитета можно выделить основополагающие данного феномена, в выделении которых совпадают позиции большинства авторов. Это: понимание и переживание людьми окружающей действительности, их привычки, стиль мышления, отношение к ценностям. Основная социальная роль менталитета усматривается в том, что он выступает в качестве психологического (бессознательного) фактора, обуславливающего поведение социального субъекта. В качестве социального субъекта, то есть носителя менталитета, выступают отдельные личности, социальные группы, классы и слои, этнические и национальные общности. Относительно этой социальной роли менталитета (ментальности) А.Я. Флиер в учебнике «Культурология для культурологов» пишет, что менталитет — это «душевный склад, душевный облик, типичный для людей данной культуры». Это психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов людей, преимущественно этнически и религиозно детерминированных (как показывают эмпирические исследования). Ментальности складываются исторически, как одна из адаптивных форм поведения, доведенного до такой степени автоматизма, что исполняется людьми почти что механически и нерефлективно. Рожденные в глубинах личностной структуры, они отражают общий порядок социального опыта, свойственного данному обществу, но не становится предметом самосознания. Это специфический тип эмоциональной реакции на мир и характерные жизненные ситуации, основанный на наиболее устойчивых элементах миропредставления данного исторического коллектива людей».
В целом менталитет можно определить как присущую социальному субъекту совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений и предрассудков.
Менталитет, с одной стороны, выступает своеобразной призмой, через которую человек смотрит на мир, а с другой стороны, он играет активную роль в жизни индивида, обуславливая его социальные ориентиры.
Более всестороннее осмысление сущности менталитета предполагает исследование процесса формирования научных представлений о нем. При этом необходимо учитывать, что многие авторы использовали не понятие «менталитет», а близкие по смыслу ему понятия
В европейской научной традиции термин «менталитет» встречается с ХIХ в. Одни считают, что ввел его в научный оборот французский философ, психолог и этнолог Л. Леви-Брюль (1857-1939), а другие – американский философ Р. Эмерсон (1803-1882). Однако объектом научного исследования данный феномен становится с конца 20-х гг. ХХ в., что связано с деятельностью французской школа «Анналов» — школы историков, получившей наименование по названию издаваемого ею журнала «Анналы» (М. Блок, Л. Февр). Представители этой научной школы считали, что человеческая история есть история смены менталитетов. Поэтому исследование истории любого народа должно начинаться с изучения его менталитета, который является основой, ядром культуры. Ученые школы «Анналов» выделили ряд устойчивых структур сознания, составляющих основу менталитета.
Русские философы Н. Бердяев (1874-1948) и В. Розанов (1856-1919), выделяя черты русского менталитета, использовали такие понятия, как «душа», «самосознание» (Н. Бердяев), «душевный склад людей» (В. Розанов).
П. Милюков (1959-1943) — политический деятель, историк, социолог, публицист — использовал термин «народное самосознание». Он писал, что оно «было дано искони, было от века вложено» в психологию народа и, тем не менее, рациональному анализу этот феномен не подлежит. В народном сознании исследователь видел ту определяющую основу, которая позволяет отличать одну нацию от другой.
Американский социальный психолог Э. Фромм (1900-1980) использовал термин «социальный характер». Он считал, что социальный характер, обусловленный образом жизни людей, определяет мысли, чувства и действия индивида.
Швейцарский психолог и психиатр К. Юнг (1875-1961) ввел в научный оборот такие понятия, как «коллективное бессознательное» и «архетипы». Коллективное бессознательное является основным предметом исследования психики К. Юнгом. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы, которые представляют собой унаследованные «из потускневших веков нашего прошлого» идеи и чувства, находящих выражение в мифах, верованиях и сказках. Архетипы оказывают влияние на образ мыслей людей и тем самым являются фактором, обуславливающим их поведение.
Немецкий философ О. Шпенглер(1880-1936) использовал понятия «душа» и «мирочувствование». В работе «Заката Европы» он писал, что «каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, чья душа принадлежит к этой культуре».
Д. Лихачев (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед — в 1994 г. опубликовал статью «Нельзя уйти от самих себя». В данной статье он выделил и охарактеризовал такие черты русского национального характера (использовал именно этот термин), как противоречивость, крайнее легковерие, непрактичность, рискованность. Еще до Д. Лихачева проблема русского менталитета, его отличия от западного разрабатывалась Н. Бердяевым, И. Ильиным, В. Розановым и многими другими мыслителями.
Менталитет формируется под влиянием двух основных факторов – природного и социального. Природный фактор – эта природная среда, в которой исторически формировалась социальная общность. Например, Н. Бердяев считал, что бескрайние русские просторы породили в русском человеке два противоречивых начала: с одной стороны, удаль, разинскую волю, а с другой стороны, — смирение, неуверенность в своих возможностях. Потому, утверждал он, русский народ – народ государственный, склонный к послушанию и порядку, но одновременно способный на анархию и бунт.
Социальный фактор (социальная среда) – это система экономических, социальных и политических отношений, которые складывались исторически, а также религия. Так, он считал. Что русский дух воплотил в себе аскетизм, выросший из православия.
Можно выделить ряд особенностей менталитета как формы общественного сознания. Во-первых, менталитет выражает специфические черты определенного типа культуры, то есть определенный образ мыслей и тип поведения, которые складываются только у тех, кто к данной культуре принадлежит. В данном качестве менталитет проявляется прежде всего в словах и выражениях, не имеющих аналогов в других языках. Например, Д. Лихачевписал, что русские часто сами смеются над собственным легковерием: « все делаем на авось и небось, надеемся, что кривая вывезет». Эти словечки и выражения, отлично характеризующие типично русское поведение даже в критических ситуациях, не переводимы ни на один язык. Во-вторых, менталитет пронизывает все сферы духовной жизни общества и в немалой степени определяет отношение индивида к труду, праву, политической системе и другим социальным институтам. Исходя из этого, без учета специфики менталитета нельзя в полной мере выявить потенциальные возможности общества, прогнозировать его будущее. В-третьих, менталитет является исторически обусловленным, то есть, как писал К. Юнг, формируется в «глубине веков». Общественные преобразования ведут к изменению менталитета, но происходит это очень медленно. Менталитет обладает гораздо более устойчивым характером, чем осознанные (рациональные, теоретические) формы сознания (наука и идеология). Для изменения менталитета (например, изменения отношения народа к частной собственности, обогащению) могут потребоваться усилия нескольких поколений. В-пятых, менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики и его носителем может удаться осознать его содержание лишь ценой специальных усилий.
- Культурная картина мира: понятие и структура
В рамках определенного менталитета складывается соответствующая картина мира. Менталитет представляет собой способ восприятия и видения окружающей действительности, культурная картина мира является результатом этого восприятия. Их взаимосвязь еще можно определить в виде соотношения формы (в качестве которой выступает менталитет) и содержания (в качестве которого выступает культурная картина мира). В качестве синонимов культурной картине мира, используются культурная модель мира и культурный образ мира.
По мнению Р. Редфильда (1897-1958), основоположника концепции культурной картины мира, «картина мира — это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире». Если ссылаться на современных авторов, то одни считают, что культурная картина мира – это «система образов, представлений,
знаний об устройстве мира и месте человека в нем», другие – это «условный термин, претендующий на объединенную характеристику всей системы миропредставлений, свойственных исследуемому обществу, включающих совокупность как рациональных знаний, так и религиозных верований, мифологических атавизмов, нравов, ментальностей, морали, ценностных установок, политической идеологии и т.п.», третьи – это «более или менее целостная система образов, характеризующих устройство мироздания». По нашему мнению, наиболее оптимальное определение дается в учебнике А.А. Веремьева, который пишет, что культурная картина мира есть «мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности».
Культурная картина мира не имеет четко обрисованных очертаний
и обычно включает в себя логически плохо сочетающиеся компоненты (неопределенные образы, часто неаргументированные знания,
схематичные представления). Эти разрозненные компоненты картины мира присутствуют в сознании социального субъекта фрагментарно, не вполне
стыкуясь между собой. Поэтому довольно сложно выделить структурные компоненты культурной картины мира. Например, некоторые авторы
по аналогии с вычленением компонентов мировоззрения выделяют
в структуре культурной картины мира ощущения, восприятия, представления, знания или — мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
По нашему мнению, наиболее системным является подход, когда в качестве основных составляющих культурной картины мира выделяют
такие, как:
1. онтологические категории, в которых выражаются представления об универсальных атрибутах окружающего объективного мира (пространство, время, движение, изменение, свойство, количество, качество, закономерность, случайность и т.д.);
2. социальные категории, характеризующие место человека в обществе, основные обстоятельства жизни и общественной деятельности людей, их духовного мира (труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость, добро, совесть, долг, честь и т.д.);
3. система (иерархия) ценностей и ценностных измерений (например, в античную эпоху из всех ценностных измерений на первое
место выдвигался эстетический подход к осмыслению мироздания,
в средние века – религиозно-нравственный, в новое время – стоимостный, в новейшее время – утилитарно-прагматический).
Указанные категории и ценностные измерения – это наиболее общие представления и установки, посредством которых люди воспринимают и осмысливают все, что с ними происходит в жизни. Эти категории и оценки применимы к любому объекту как в природе, так и в обществе. Поэтому люди могут пользоваться ими для описания какого-либо объекта даже тогда, когда о нем известно очень мало или вообще ничего неизвестно: ведь все равно можно думать, что самый таинственный объект все-таки существует в пространстве и во времени, что он обладает какими-то качественными и количественными характеристиками, что есть какие-то причины его появления, что он обладает значимостью в реализации определенных потребностей и т.д.
Культурная картина мира в развитых культурах (особенно в современную эпоху) многослойна и поливариантна. Она включает в себя и научные знания, и религиозные верования, и обыденные представления, и философские обобщения, и художественные символы, и мифологические образы. Причем логика соединения всех этих компонентов в культурной картине мира различных социальных субъектов весьма неопределенна. При всей «разношерстности» и причудливости сочетания вышеуказанных компонентов в культурной картине мира, всегда является доминирующим какой-либо из них. В соответствии с преобладанием того или иного из выше названных компонентов можно выделить научную, философскую, религиозную, художественную, обыденную, мифологическую картины мира. Особенности культурной картины мира и, в первую очередь, своеобразное понимание и толкование онтологических и социальных категорий, ценностных установок и измерений, находят выражение в специфике языка. Например, мифологической картине мира соответствует образный язык, отражающий зависимость человека от природы, неотделимость от нее, когда сама природа воспринималась как нечто живое, обладающее душой. В памятниках народной словесности присутствуют слова и выражения, воплотившие наглядную пластическую образность мифологической картины мира: «поползуха» — метель, стелющаяся низко по земле, «листодер» — осенний ветер». До сих пор в русском языке присутствуют выражения, отражающие олицетворение явлений природы: «солнце садится», «ветер воет». Когда-то эти выражения понимались людьми в прямом, а не в переносном смысле. В процессе исторической эволюции, когда между человеком и природой создается опосредующее звено под названием «цивилизация», слово утрачивает свой образный характер и становится абстрактным понятием (знаком), указывающим на обозначаемый объект.
Так, в научной и философской картинах мира используется понятийный и категориальный аппарат, не допускающий многозначности и образности трактовок. Например, выделяется три типа пространства и времени – реальное, концептуальное и перцептуальное (чувственное). В научных и рационально философских текстах мы имеем дело с концептуальным пространством и временем, с перцептуальным пространством и временем — в обыденной, художественной, мифологической картинах мира. Соответственно в научном тексте мы используем термин «время уборки урожая», в художественном тексте можем использовать оборот «пора уборки урожая».
Специфика этнических (национальных) картин мира отражается в языке. Известно, что немецкий термин, означающий пространство — «raum» — имеет еще значение «пусто». В русском языке считается, что слово «пространство» произошло от слова «страна». Можно сделать вывод, что в немецкой культурной картине мира пространство ощущается и представляется как некая пустота, а в русской – как нечто безграничное.
Особенность восприятия русским человеком пространства находит выражение в его представлениях о свободе. Считается, что для русского человека более адекватным воплощением представлений о свободе является понятие «воля». Как писал Д.С. Лихачевв «Заметках о русском», воля – это свобода, соединенная с простором, с ничем не ограниченным пространством.
Специфика национальной картины мира проявляется в безэквивалентной лексике. В статье «Нельзя уйти от самих себя…» Д.С. Лихачев писал, что русские часто сами смеются над своим легковерием: все делаем на «авось» и «небось», надеемся, что «кривая вывезет». Эти словечки и выражения, отлично характеризующие типично русское поведение даже в критических ситуациях, не переводимы ни на один язык.
Если говорить о ценностной системе русской культурной картины мира, то яркой ее иллюстрацией можно считать, например, выступление В.В. Путина на торжественном вечере, посвященном Дню учителя 5октября 2017. Обращаясь к учителям, В.В. Путин сказал: «Вы вкладываете в учеников, по крайней мере подавляющее большинство из вас, частичку своей души, стремитесь показать им, как важны порядочность, справедливость, доверие, уважение друг к другу, любовь к родной стране. Убеждён, без таких базовых, фундаментальных ценностей невозможно стать думающим, достойным, свободным человеком. Эти понятия, нравственные основы не выучишь по учебнику и не скачаешь из интернета…». Наверняка, если бы по аналогичному поводу выступал Президент США, то на первое место в ряду фундаментальных ценностей он поставил бы свободу и демократию.
