4. Проблема в социологическом исследовании


Проблема занимает центральное место в разработке исследования: с постановки проблемы оно начинается и завершается решением проблемы. Результативность, оценка любого исследования определяется тем, насколько успешно и полно решена поставленная проблема, поэтому она подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя, и определяет состав познавательных процедур.

Непосредственным поводом к проведению социологического исследования служит реальное противоречие в развитии социального организма, между его подсистемами или отдельными составляющими их элементами.

Так, например, социолог может обратить внимание на противоречие между социальной и профессиональной ориентацией молодежи, оканчивающей школы, с одной стороны, и реальными потребностями общества, региона, предприятий в рабочей силе и специалистах определенного профиля. Эти реальные жизненные противоречия возникают как поставленные самой жизнью социальные проблемы для решения, которых необходимы новые знания, теории, методологические подходы, соответствующие управленческие решения.

Научная проблема более или менее точно отображает социальную проблему (реальную проблемную ситуацию), то противоречие, которое возникает в процессе функционирования и развития социальных систем. В научной проблеме фиксируется противоречие не между элементами социальной системы (как в социальной проблеме), а несоответствие между Знанием О потребностях социальной системы и Незнанием Путей их удовлетворения.

Если социальные противоречия можно решить уже известными средствами, то в данном случае идет речь о Практической проблеме, о поиске способов приложения старых знаний и уже имеющихся средств к конкретным условиям данной ситуации. Принципиальной особенностью Научной проблемы является получение нового знания о свойствах, закономерностях развития объекта, причем в них, как правило, практический аспект сочетается с научным.

В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры:

1) осмысление проблемной ситуации; 2) формулировка предстоящей проблемы.

Проблема, сформулированная в программе, должна одновременно соответствовать потребностям изучаемой социальной системы и возможностям получения, необходимых для этого новых знаний средствами Данного Исследования. В противном случае, возникает опасность выдвижения псевдопроблемы, и как следствие – затраты времени и усилий на решение надуманной проблемы, не имеющей существенной социальной значимости. Чтобы избежать такой опасности, необходимы: научная и гражданская ответственность исследователя, высокая профессиональная теоретическая подготовка, умение видеть и понимать ключевые проблемы общества, и, соотносить с ними частные проблемы, которые могут быть решены в отдельном социологическом исследовании. В конкретном исследовании социолог идет на определенное сужение проблемы, выбирая ее обозримый аспект.


Загрузка...