Электронный бизнес можно считать средством, способным заменить оператора-человека в канале обратной связи между поставщиком и покупателем. Уже не информационная система моделирует события "реального мира" (получение формуляра заказа или чека, запрос по телефону о состоянии счета), а реальный мир переносится в ИТ-систему. Как только оператор перестает быть составной частью системы, информационная система сама становится реальным миром.
Если видеть воздействие электронного бизнеса именно в этом, то, как следствие, возникают некоторые вполне очевидные требования к информационной системе. Первое из них — постоянная готовность: иначе в то время, когда система не функционирует, бизнес просто останавливается.
Отсутствие в системе человека, действующего как своего рода буфер, порождает и еще одно следствие. При использовании модели электронного бизнеса "соседу" компании по цепочке операций, будь то покупатель, провайдер или бизнес-партнер, видны все ее бизнес-процессы. Это требует оценить их в новом свете — действительно ли они представляют работу нашей организации именно так, как мы хотим, чтобы ее видели?
В этом отношении самой важной характеристикой наших бизнес-процессов должна быть их абсолютная непротиворечивость. Когда клиент выполняет последовательность интерактивных транзакций (например, покупку и последующую оплату продукта), обработка оплаты должна выполняться одновременно и изменения должны воспроизводиться во всех системах. В противном случае сложилось бы положение, при котором чек некоторыми системами считался бы недействительным. И примеров ошибок, возникающих при некорректной реализации средств электронного бизнеса, можно привести множество.
Положение существенно усложняется тем, что клиенты могут использовать разные методы доступа для различных транзакций, в зависимости от того, что им в данный момент удобно: обратиться в компанию через Web или через центр телефонного обслуживания, либо пообщаться с сотрудником в уютном офисе в центре города. В наиболее зрелых организациях электронный бизнес должен сосуществовать со всеми другими формами взаимодействия с внешним миром.
Эти примеры показывают, что для успешной реализации электронного бизнеса необходимо пересмотреть отношение к информационным технологиям. В последние годы бизнес-менеджеров заботила в основном функциональность приложений. Сейчас же огромное значение приобрели свойства инфраструктуры, обеспечивающие непротиворечивость и готовность. А это требует инвестиций во всю инфраструктуру информационных технологий — в аппаратное обеспечение, ПО и сетевые технологии.