ERP + B2B: что "внутри", а что "снаружи"


Развитие систем электронной коммерции B2B и, в частности, технологии торговых площадок, ведет к усовершенствованию и расширению функций, предлагаемых в рамках таких систем. На торговых площадках появляются такие дополнительные функции, как подготовка и проведение тендеров, аукционов и других видов конкурсов, процедура согласования и заключения договоров (с помощью электронной цифровой подписи), проведение оплат поставщикам, отслеживание отгрузок и перемещения продукции и ряд других сервисных функций. Кроме того, в развитых системах электронной коммерции используются стандартные форматы данных для обмена с другими приложениями (например, XML); эти же форматы обычно используют и наиболее распространенные АСУ/ERP-системы.

Во внешних системах B2B, как правило, используются типовые схемы и процедуры (например, проведения тендеров), которые могут быть достаточно или недостаточно адекватными текущим схемам бизнес-процессов и процессов принятия решений в компании, реализующей проект ERP + B2B. В таких случаях следует решить — допустимо ли использовать в компании предлагаемые внешней системой B2B готовые решения или необходимо разработать (доработать) решения, которые в точности отражали бы действующие схемы бизнес-процессов и процессов принятия решений.

Очевидно, что поскольку торговая площадка находится во внешней Интернет-зоне, корпоративная информация, переданная в эту зону, может стать доступной извне, если не принять специальных мер безопасности. Одной из таких мер может быть перемещение ряда функций (например, функций подготовки тендера) во внутрикорпоративную интранет-зону, однако это может привести к удорожанию проекта. Если же та или иная информация, передаваемая из внутрикорпоративной сети во внешнюю B2B-систему, не представляет коммерческой тайны, или, в рамках корпоративного регламента, ее передача во внешнюю зону не наносит ущерба информационной безопасности, то можно воспользоваться сервисом, предоставляемым внешней системой.

Таким образом, инициатор (заказчик) проекта создания интегрированной системы электронной коммерции должен будет решить для себя вопрос — какие функции внешней системы B2B можно использовать без ущерба для текущих корпоративных схем бизнес-процессов и концепции информационной безопасности, а какие лучше переместить во внутрикорпоративную зону.

Преобладание заказных внутрикорпоративных блоков повышает адекватность проектируемой системы реально действующим в компании бизнес-процессам, не требуя их реинжиниринга, и способствует большей информационной закрытости системы. В то же время это приводит к увеличению "заказной" части проекта и, как следствие, к его удорожанию. Использование же готовых типовых решений, предлагаемых торговыми площадками и другими сторонними B2B-системами, позволяет снизить стоимость проекта, хотя при этом может потребоваться некоторый пересмотр схем бизнес-процессов:

Последний подход подводит нас к понятию аутсорсинга, когда компания-провайдер — держатель внешней системы B2B может по заданию другой компании (заказчика) взять на себя функции хостинга, т.е. сопровождения и обеспечения функционирования комплекса задач сбыта или материально-технического снабжения полностью на своей площадке, используя свой компьютерный парк и труд своих специалистов. Другими словами, провайдер обеспечивает "внешнее" решение "внутренних" задач "под ключ".

Загрузка...