В автоматизированной информационной системе бухгалтерского учета важно не только иметь комплект компьютерных форм документов и обеспечить максимально комфортную работу при вводе в них данных, но и организовать оптимальную схему движения документов — документооборот, который поддерживал бы естественную технологию работы с документами. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, электронный документооборот рассматривается здесь только применительно к процедурам обработки операционных документов при осуществлении бухгалтерского и оперативного учета.
Документооборот — движение документов на предприятии с момента их получения или создания до трансформации их в систему записей на бухгалтерских счетах или до завершения исполнения и сдачи в архив.
В настоящее время в зависимости от того, является ли АИС-БУ локальной или входит в состав комплексной информационной системы предприятия как ее компонент, сформировались два основных подхода к работе с операционными учетными документами.
Первый подход заключается в том, что каждый возникший документ сразу же должен найти отражение на счетах бухгалтерского учета. В основе этого подхода лежит принцип взаимосвязи документов и записей массива информации о хозяйственных операциях, что и реализуется во всех моделях, присущих данному подходу. Второй подход ориентирован на документооборот всего предприятия и базируется на системе взаимосвязей между документами разных видов.
При первом подходе в компьютерных системах бухгалтерского учета применяется одна из следующих трех моделей документооборота, в которых документ рассматривается как:
дополнение к хозяйственной операции (1-я модель);
средство формирования записи массива информации о хозяйственных операциях (2-я модель);
вспомогательный информационный объект (3-я модель).
Модель документооборота — это порядок формирования, регистрации, хранения, обработки и трансформации документов в систему записей на бухгалтерских счетах.