5 Показатели, индикаторы и индексы в эмпирическом исследовании


Эмпирический Показатель Представляет собой наблюдаемое, фиксируемое, измеряемое явление, в котором отражается некое существенное качество объекта, не поддающееся непосредственному наблюдению. Например, Показателем удовлетворенности участников группы господствующей в ней морально-психологической атмосферой является число конфликтов за определенный период времени. Показателем сплоченности Группы может быть число положительных взаимных выборов в гипотетической ситуации, например, работы на общий наряд, что фиксируется в результате социометрического опроса

Наблюдение и измерение, таким образом, осуществляется через систему показателей, специально разработанных в рамках определенного исследования в соответствии с его целями и задачами. Для разработки системы показателей требуется создание предварительной концептуальной модели, в которой каждая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде системы существенных отношений, определяющих функционирование и развитие объекта.

Перевод исходных абстрактных понятий в систему эмпирических показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из показателей. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из сравнимых, количественных переменных.

Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным абстрактным понятием.

Процесс поиска эмпирических показателей называется Операционализацией теоретических понятий, переводом их в показатели. В основе каждого показателя находится операциональное определение содержания теоретического понятия. Особенность операционального определения состоит в том, что оно ограничено областью чувственных данных наблюдения. В этом достоинство и недостаток эмпирических показателей. Достоинство в том, что они дают возможность исследователю опереться на наблюдение и эксперимент как особые виды научной практики. А недостаток в том, что они не раскрывают всего содержания теоретических понятий и должны быть дополнены другими определениями.

Все социальные показатели можно разделить на три класса:

· знаково-символические средства;

· средства наблюдения и измерения;

· социальное явление и процессы, в которых отражаются другие, непосредственно ненаблюдаемые явления и процессы.

Так, Индикатор – это такой показатель, который относится к классу явлений – характеристик, а Индекс – это показатель, который можно отнести к комбинированному средству измерения. Показатели Занимают промежуточное положение между Абстрактным понятием, отображающим ненаблюдаемую сущность Объекта и Индикаторами, фиксирующие доступные прямому наблюдению и измерению признаки объекта. Например: Абстрактное понятие – отношение к труду – выражается в ряде Показателей, — трудовая дисциплина, творческая инициатива, производительность труда. Для каждого для этих показателей в процессе операционализации понятия подбираются Индикаторы — явления, которые можно наблюдать, регистрировать, измерять — количество опозданий, прогулов; рационализаторских предложений; количество и качество деталей, производимых рабочим за смену. Э. А.Капитонов в книге «Социология XX века», изображает эту связь в виде схемы:

Понятие Показатель Индикатор Источник Инструментарий

Эмпирические Индикаторы – внешние, наблюдаемые и фиксированные признаки тех свойств объекта, которые составляют предмет исследования. Индикатор – внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние. Например, высота ртутного столбика термометра – индикатор температуры.

Простейший индикатор расположения какого-то объекта среди других объектов ориентации – порядковое место, указанное респондентом в заданном перечне. Например, из 18 объектов он помечает объект M порядковым номером 1. Этот номер – индикатор доминирования объекта M. Объект N, помеченный порядковым номером 18, будет располагаться в конце протяженности – «подавленная ориентация на N».

Сложнее найти индикатор для протяженности по критерию «сильные», «слабые», «средние» ориентации. Один из возможных вариантов: респондентам предлагают три ситуации, в которых они принимают решение о выборе «ценностного ориентира». Ситуации различаются по степени свободы выбора. Допустим, измерению подлежат интересы к различным видам занятий в сфере досуга. Предлагаются три одинаковых списка возможных занятий, число которых в каждом списке 18 (чтение художественной литературы, просмотр телепередач и т. д.).

В первой ситуации (широкий диапазон выбора) респондент может указать сколько угодно любимых занятий без ограничения. Во второй ситуации (средний диапазон выбора) он оставляет в списке только шесть наиболее важных для него занятий. В третьем случае (узкий диапазон выбора) ему предлагается отметить не более трех самых приятных для него занятий.

При этом индикатор «сильной» ориентации – выбор данного занятия – должен войти во все три перечня интересных для респондента занятий; «средний» индикатор – включается в первой и второй ситуации. «Слабый» индикатор будет иметь место только при широком диапазоне выбора.

Одно и то же свойство можно фиксировать с помощью нескольких индикаторов, которые сводятся в общий показатель – Индекс. Это случай сложного первичного измерения, по технике напоминающего приемы вторичных измерений.

Важным методологическим аспектом определения индикатора в социологии является индикативная функция вопроса. Индикатор всегда существует как единство вопроса и ответа. Немаловажно различать, каким образом – опосредованно или непосредственно – индикатор поведения или образа мыслей выявляет индикат (реальное поведение, образ мыслей респондента). При непосредственном обнаружении индиката (характера поведения, расположение респондента к поведению), опрашиваемый сам дает оценку индикату. В этом случае индикаторы содержат вероятные точки зрения на социальные и личные обстоятельства респондента и приобретают характер шкалы оценок.

Опосредованное обнаружение индиката осуществляется такими индикаторами, которые выявляют способ поведения в специфических ситуациях и эмпирически фиксируемых актах поведения. В обобщенной форме опосредованное указание индиката содержится в текстовых индикаторах.

Однако важно учитывать, что взаимосвязь между актом поведения (индикатором) и способом поведения (индикатом) носит статистический, вероятностный характер. Необходимо знать, с какой степенью вероятности отображается данным вопросом определенный ответ.

Необходимо учитывать также некоторую условность интервью: влияние обстоятельств и самой личности интервьюера на респондента. Между вербальным поведением в обстановке опроса и практическим поведением в реальной жизни существует лишь вероятностная связь.

Эмпирический индикатор – элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению. В прикладном исследовании индикаторы служат эмпирической и операциональной интерпретации опорных понятий. Они представляют признаки изучаемого объекта и, будучи поставленными в соответствие с теоретическими понятиями, выражают фактическое эмпирическое содержание понятий или связей понятий.

Индекс – специально созданный показатель, который выражает связь, комбинацию индикаторов, служит обоснованию и проверке определенной частной гипотезы.

Поиск эмпирических показателей включает разработку средств фиксации данных – индексов и шкал. При Построении индекса осуществляются следующие операции:

– перевод понятия в Показатели (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например, описательные);

– перевод показателей в Переменные (выбирается тип шкалы, и если возможно, единицы измерения);

– перевод переменных в Индекс (выбирается техника конструирования индекса); Оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Пример: индекс групповой сплоченности – отношение числа сделанных взаимных позитивных выборов к числу всех возможных.

Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый показатель – взаимные выборы, и средство регистрации – простой подсчет.

В систему показателей входят не только сами эмпирические показатели (в роли которых в социологическом исследовании могут выступать существенные или отличительные признаки), но и средства их фиксации – индексы и шкалы.

Одно и то же свойство можно фиксировать с помощью нескольких индикаторов, которые сводятся в общий показатель – индекс. Так, для определения интенсивности интереса к какому-то виду досуга используются выборы занятий в разных ситуациях, и с точки зрения их привлекательности по десятибалльной системе, и другие. Наиболее надежный индикатор будет получен путем совмещения нескольких способов. Такой сводный числовой показатель и называют индексом.

Числовые системы – Шкалы различаются по уровню измерения в зависимости от вида возможных операций над числами, входящими в их состав. В социологических исследованиях чаще других применяют шкалы: Наименований, Порядковые, интервальные и шкалы Отношений. Шкалы отличаются также по количеству позиций в них: Трехчленные и Пятичленные. Например, шкала удовлетворенности условиями труда может быть вида:

А. 1) удовлетворен

2) не совсем удовлетворен

3) не удовлетворен

Б. 1) удовлетворен вполне

2) скорее удовлетворен, чем нет

3) не совсем удовлетворен

4) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен

5) совершенно не удовлетворен

Основанием для выделения различных видов шкал может служить также Объект измерения. Это могут быть:

A) числа, используемые для измерения Внутренних свойств индивида – мнений, отношений, установок, мотивов, знаний, умений;

B) числа, которые характеризуют внешние по отношению к респонденту объекты.

В первом случае создается Шкала установок, во втором – Шкала оценок. Кроме того, шкалы подразделяются по форме на Числовые, Вербальные, и Графические.

Наиболее распространенный прием измерения – Выбор той или иной категории из серии предложенных.

Шкала наименований представляет собой Перечень свойств, признаков объекта. Числовое обозначение каждого признака является элементом шкалы.

Например:

В жизни можно поставить перед собой разные цели, какие ставите перед собой Вы:

001 получить интересную работу

002 добиться высокого благосостояния

003 удачно вступить в брак

004 стать широко образованным человеком

При этом важно, чтобы перечисленные в шкале признаки взаимно Исключали друг друга. Свойства необходимо классифицировать таким образом, чтобы они имели значимость для данного социологического исследования, и пользоваться при этом соответствующими объективными и единственными критериями сходства при группировке признаков. Например, если исследуемое свойство – профессия, то нужно всех респондентов классифицировать именно по этому признаку. При этом каждой профессии произвольно приписывается число, под которым она указана в перечне-шкале наименований.

На этом уровне измерений возможно применение ряда статистических процедур: нахождение частот распределения средней тенденции по модальной частоте, вычисление коэффициентов зависимости между двумя и большим числом рядов свойств, применение непараметрических критериев проверки гипотез.

Порядковая шкала образуется путем упорядочивания категорий номинальной шкалы относительно друг друга и присвоения каждой категории порядкового номера. Например, можно распределить людей по уровню квалификации: токари первого, второго, третьего разряда. Отдельные группы профессий (токарей, слесарей и т. д.) нельзя непосредственно расположить в упорядоченный ряд, но их можно представить по мере сложности, по оплате труда в порядковой шкале.

В шкале порядка можно распределить людей По мере проявления какого-либо признака, например, по степени удовлетворенности каким-либо параметром жизни (жильем, обслуживанием, условиями труда) – «вполне удовлетворен», «частично удовлетворен», «не задумывался над этим», «частично не удовлетворен», «не удовлетворен совершенно», присвоив каждой степени условное обозначение, соответственно, 1е, 2е, 3е, 4е, 5е место в порядковой шкале. Шкальные оценки на порядковом уровне называют Рангами.

К рангам применимы те же статистические операции, что и по номинальным шкалам. Кроме того, на порядковом уровне пользуются показателями центральной тенденции – медианой, квартилями, квантилями. Для выявления взаимозависимости двух признаков используются коэффициенты ранговой корреляции: Спирмена и Кендалл.

Интервальная шкала. Это порядковая шкала, в которой содержится информация о разнице (дистанции) между парами категорий. Таким образом, включая количественное измерение между свойствами в интервальной шкале, социолог получает больше информации о свойствах объекта, чем в порядковой шкале. Главная трудность в построении интервальных шкал в социологии состоит в обосновании равенства или разности дистанций между категориями шкалы.

Над числами, принадлежащими интервальной шкале, можно производить довольно разнообразные действия. Шкалу можно сжать или растянуть в любое число раз. Так, если шкала имеет деления от 0 до 100, то, разделив все числа на 100, можно получить шкалу с делениями от 0 до 1. Можно сдвинуть всю шкалу на любое число влево или вправо. Например, начать отсчет не от 0, а от –50, тогда шкала приобретет вид от –50 до +50. Все эти операции описываются линейной функцией Y=Ax+B.

Интервальные шкалы допускают все статистические операции, присущие порядковому уровню; возможны также вычисления средней арифметической, дисперсии. А вместо ранговых корреляций вычисляется коэффициент парной корреляции Пирсона.

Шкала отношений в дополнение к свойствам интервальной шкалы указывает не только на разницу между двумя любыми парами признаков, но и на соотношение (пропорцию) между ними. Например, если одному индивиду 50 лет, а другому 25, то их возраст соотносится как 2:1. Шкалы данного уровня разработаны для ряда физиологических и психических свойств человека, где удалось определить некоторое экспериментальное нулевое значение этих свойств. К шкалам отношений относятся шкала времени, шкалы пространственных мер, денежных единиц. Собственно, социологические признаки измерению по этой шкале не поддаются. Схематично свойства шкал указаны в таблице

Таблица 1. Свойства шкал

Шкала

Описание шкалы

Отношение к шкале

Допустимая статистика

Наименований

Использование чисел или символов только для классификации объектов

1. Эквивалентность

Частота (частость); мода; Энтропия Н; меры взаимозависимости: Пирсона; Чупрова;

Порядковая

Иерархическая соподчиненность объектов одного класса с объектами других классов

1. Эквивалентность

2. Больше, чем

Медиана; квантили; квартили; меры взаимозависимости:

Rs – Спирмена – Кендалл

Интервальная

Знание расстояния между двумя любыми числами на шкале (в дополнение к порядковой шкале)

1. Эквивалентность

2. Больше, чем

3. Знание отношения между двумя интервалами

Отношений

Независимость отношения любых двух точек шкалы от единицы измерения (интервальная шкала + нулевая точка)


Загрузка...