Гипотеза – обосновано предположение о способах решения исследовательской проблемы. В социологическом исследовании гипотеза – это научное предположение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме его функционирования и развития и возможных средствах решения социальной проблемы.
Гипотезы играют важную ориентирующую роль в исследовании, поскольку содержат, хотя и вероятностное, еще не подтвержденное научными средствами, но новое знание, предполагающее способы разрешения противоречия, лежащего в основе проблемы. Методологическая роль гипотезы заключается в том, что она помогает отобрать те факты, которые необходимы для решения проблемы исследования и определяет основное направление анализа эмпирических фактов.
Гипотеза формулируется на основе имеющегося теоретического знания и предварительного системного описания объекта (его концептуальной модели).
К формулировке гипотез предъявляется ряд требований:
· они должны соответствовать исходным принципам общесоциологической теории;
· быть взаимосвязанными и представлять в совокупности систему доказательств выдвинутого объяснения;
· быть доступными проверке в процессе данного исследования;
· не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу (хотя и могут быть альтернативными).
Выдвигаемая гипотеза должна быть логически согласована с проблемой и целью исследования. Гипотезу следует формулировать в понятиях, которые получили предварительное уточнение и интерпретацию в программе исследования.
Разрабатывая гипотезу, следует одновременно позаботиться и о том, как по ней собрать материал и его обработать.
В социологических исследованиях различаются следующие Виды гипотез:
– по задачам исследования – основные и не основные;
– по степени общности – основания и следствия;
– по последовательности выдвижения – первичные и вторичные;
– по содержанию – описательные (о существенных свойствах объекта), структурные, функциональные и объяснительные (о причинно-следственных связях в объекте);
– прогнозные – о тенденциях в дальнейшем развитии объекта.
В социологическом исследовании выдвижение гипотез представляет собой переход от теории к последующим эмпирическим познавательным процедурам, направленным на целесообразный сбор и анализ первичной информации; на практическое разрешение проблемы и обогащение теоретической базы исследований в данной конкретной сфере жизнедеятельности общества.
В процессе разработки гипотезы можно выделить следующие фазы:
I. Сбор информации по исследуемой проблеме, включая изучение литературы по теме, статистических материалов, отчетов, мнения экспертов и т. д. Предварительным условием успешной работы является составление рабочего плана по сбору информации, опираясь на собственный опыт, интуицию и эрудицию социолога.
II. Формулировка гипотез. На этой фазе социолог критически осмысливает полученную им информацию и выдвигает обоснованные предположения о свойствах, структуре и механизме функционирования объекта.
III. Группировка гипотез, их классификация на основные и не основные гипотезы-основания и гипотезы-следствия с тем, чтобы привести их в определенную систему.
Как подчеркивает В. А.Ядов, гипотезы должны быть логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. Исходные гипотезы (основания) должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые должны быть сформулированы в конкретных эмпирически измеряемых понятиях-индикаторах. В противном случае гипотеза окажется непроверяемой в эмпирических показателях.
Для повышения подтверждаемости гипотезы необходимо:
1) выдвигать максимум возможных взаимосвязанных гипотез;
2) указывать для каждой гипотезы максимум возможных эмпирических индикаторов.
Поэтому очень важно при разработке программы тщательно формулировать основную, направляющую всю работу к единой цели, гипотезу и выводить из нее эмпирически проверяемые гипотезы-следствия.