Выбирая методы и техники исследования социальных структур и процессов, каждый исследователь руководствуется определенной теоретической концепцией, влияющей на стратегию исследовательского поиска и анализа.
Сторонники «Количественной» методологии, основателем которой считается О. Конт, акцентируют внимание на Строгом фиксировании фактов, выявлении тождественности, взаимосвязи событий и явлений в массовых процессах, и, подобно, естествоиспытателям, стремятся сформулировать Общие закономерности, обнаружить ведущие тенденции в социальной жизни.
Сторонники Качественного Подхода, развивая традиции Макса Вебера, считают своей первоочередной задачей Понимание смыслов Социальных действий и повседневной жизни людей.
Попытку интегрировать качественные и количественные стратегии социологического исследования предприняли социологи, называющие себя диалектиками, реалистами, сторонниками активистского подхода (П. Штомпка, П. Монсон). Они рассматривают человеческую историю не в качестве естественно исторического (К. Маркс), но как социально исторический процесс.
На выбор стратегии и методов исследования влияют:
1. Теоретическая ориентация исследователя: Системно-структурные теории обуславливают количественную методологию, а идеи «понимающей социологии» — качественные методы.
2.Целевая установка Исследования: если целью является проверка гипотез или поиск вариантов решения практических проблем, то лучше обратиться к количественной стратегии; качественные методы эффективно используются для изучения не ожидаемых реакций людей на внешние воздействия.
3.Наличные ресурсы: Количественные методы обследования массовых явлений требуют намного больше финансовых средств, чем качественные. Но качественный подход предполагает высокую общую и профессиональную культуру исследователя, обладающего талантами к нетрадиционным ассоциациям и широким обобщениям фактов.
4.Амбиции, склад ума, личностные склонности играют не последнюю роль при выборе методологии.
Стратегия качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик. Примерами являются исследования У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», «Копанка», исследования проведенное под руководством румынского социолога Д. Густи в 1939 году, и «Копанка 25 лет спустя», монография, подготовленная коллективом авторов во главе с молдавским учным В. Ермуратским в1965 году. В таких исследованиях влияние объективных факторов (миграции, коренных социально-экономических преобразований) – рассматривается через субъективное понимание общественных событий их отдельными участниками.
Общая стратегия качественного подхода состоит в открытом, поисковом, неструктурированном характере анализа проблемной ситуации. Внимание исследователя направленно на укрупненно (как под микроскопом) рассмотрение отдельных субъектов (например, семья российского офицера в условиях кризиса 90-х гг.).
В основе стратегии качественного подхода находится парадигма герменевтики — «понимающей социологии». Согласно этой парадигме индивиды рассматриваются скорее не как продукты своей социальной среды, ее элементы, а как самостоятельно думающие, чувствующие, действующие, субъекты — Агенты Социального действия. Поэтому качественную социологию еще называют Субъективной социологией, А так же микросоциологией, в которой внимание концентрируется на конкретных межличностных взаимодействиях (интеграциях). Основными теориями понимающей социологии являются символический интеракционизм (Дж. Мид), феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Луман), согласно которой люди субъективно конструируют социальную реальность, этнометодология (Гарфинкель).
Основными видами качественной социологии являются кейс-стади, этнографические исследования, устная история, история жизни, история семьи.
Кейс-стади – исследование отдельной общности (село, семья, трудовое объединение) – изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Метод отдельного случая предполагает длительное «погружение» исследователя в объект (несколько месяцев, лет), что позволяет всесторонне изучить его структуру и динамику развития, групповые нормы, ценности, систему ролей и властных отношений. Классический пример – «Письма Дженни» (1965) Дж. Олпорта – реконструкция жизни стареющей женщины по ее письмам к друзьям своего сына.
Этнографические исследования – изучение особенностей культуры определенной общности, отличающейся по образу жизни, менталитету от основной массы населения. Исследование под руководством Т. Шанина (1996) российского крестьянства, Д. Хубовой (1992) кубанского казачества и др. Источниками этнографического исследования могут быть письма, автобиографии, групповые интервью, фотографии, фольклор.
Исторические исследования (устная история) описывают субъективный опыт переживания определенных исторических событий (движений, организаций, городов, сел). Пример: «Память города без прошлого» М. Рожанского (1997). Источниками являются записанные на пленку рассказы очевидцев.
В числе распространенных направлений в качественной социологии являются так же – биографическое интервью, метод «фокус — групп».