Тип исследования определяется его целями, задачами состоянием знания об изучаемом объекте. В зависимости от этих и других факторов можно выделить разовые и повторно-сравнительные исследования.
К Разовым Относятся исследования
1. формулятивного (поисково-разведывательного),
2. описательного (дескриптивного) и
3. объяснительного (аналитико-экспериментального) плана.
К Повторно-сравнительным Исследованиям относятся:
1) панельные; 2) трендовые; 3) когортные исследования.
I. Поисковое Исследование проводится в случае, если об объекте нет достаточно ясного представления. Цель такого исследования – формулировка проблемы, основных задач и гипотез.
Поисковый план исследования предполагает три основные стадии работы: (1) Составление библиографии, изучение и аналитический обзор литературы по теме; (2) опрос экспертов: специалистов – ученых и практиков; (4) неформализованное наблюдение, интервью. Следует обратить внимание на реакцию новичков в исследуемой группе, на конфликтные и необычные ситуации. Особый интерес представляют переходные, экспериментальные ситуации, когда появление новых факторов и условий способствует более рельефному раскрытию свойств объекта.
Кроме достижения основной цели формулятивно-разведывательного исследования, оно может представлять и самостоятельный интерес с точки зрения изучения объекта в целом: его «болевых» точек, взаимосвязи и очередности в разрешении проблем, в разработке долгосрочных исследовательских стратегий по данному объекту.
II. Исследование описательного (дескриптивного) плана Имеет своей целью системную качественно-количественную характеристику объекта в соответствии с заранее определенной проблемой, гипотезой, концептуальной моделью предмета исследования. Необходимым условием разработки программы описательного исследования является строгая эмпирическая интерпретация понятий, определение показателей и индикаторов. Сбор информации по описательному плану проводится на основе монографического или выборочного метода. При втором способе сбора информации необходимо обоснование репрезентативности выборки.
Дескриптивное исследование завершается: (1) классификацией данных в соответствии с программой; (2) детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов.
Описательное исследование содержит так же элементы аналитического плана, то есть объяснения взаимосвязи между зафиксированными показателями. Дескриптивное исследование, как и любой другой тип, предполагает наличие определенной концептуально-методологической позиции исследователя – разработчика программы.
III. Аналитико-экспериментальное Исследование направлено на проверку объяснительной гипотезы. Его целью является установление причинно следственных связей в социальном объекте, источников и условий его развития. Основным методом получения информации по этим вопросам является эксперимент, который осуществляется либо путем целенаправленного реального воздействия на исследуемый объект путем ввода контролируемых факторов и условий (независимых переменных) – натурный эксперимент, либо с помощью особого анализа информации, когда объект ставится в экспериментальные условия лишь мысленно, проводится экспериментирование с математической моделью объекта и т. п.
Социологические исследования различаются:
А. По Характеру задач –
1) фундаментальные
2) прикладные
3) комплексные
Б. По типу логической связи:
1) поисковые
2) пилотажные
3) экспериментальные
4) проектно-конструкторские
В. По отношению к объекту:
1) монографические
2) сравнительные панельные (повторные с сохранением выборки)
3) трендовые (повторные без сохранения персонального состава выборки)
Г. По срокам:
1) долгосрочные
2) среднесрочные
3) краткосрочные
4) экспресс-исследования