Маевтика Сократа и эристика софистов.


Софисты. Два поколения: старшее (Протагор, Горгий, Гиппий), младшее (Алкедан, Фраземах, Критий). Софист — мудрец (учитель).
Протагор: ни о какой объективной истине говорить нельзя. Человек это индивидуум, родовое существо. Познание мира — наложение мира культуры на мир науки. Истина это то, что полезно человеку. Пытался доказать, что истин столько же, сколько людей, то есть, нет абсолютной истины. Текучесть мира — все течет, все меняется. Истин не существует. Его ученик — Горгий: истин нет. 1. Истина не существует, потому что ничего не существует (ничто в этом мире не постижимо), 2. а если истина существует, то ее не обнаружить, так как слова совсем не похожи на вещи (нельзя высказать адекватно). 3. Если истина существует и ее обнаружили, то ее нельзя передать другим (не может быть понято). Можно говорить об истине. Демократизация знания. Представления о равенстве всех вещей. Бог всех создал равными и природа это не изменила. Критий: скептическое отношение к религии. Софистика — новая проблематика, новые мысли, язык, ориентированные на человека. Главный метод софистов — метод эристики (искусство ведения спора). Цель — достижение победы в споре любой ценой.
Школа Сократа: стремление отыскать истину (не жалко ни усилий, ни средств, ни жизни). Сократические школы: киники (циники), киренаики, мегарики. Ответ на признание его самым мудрым человеком в Афинах: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ ставил задачу в поиске истин, связанных с моралью, этикой и эстетикой. Метод Сократа (маевтика – помочь в рождении истины): 1. Метод иронии. 2. Метод диалектики (искусство постановки вопроса — для обнаружения многозначности проблем). 3. Метод индукции (от частного к общему). Раскрывал неоднозначность проблем. Сократ никогда не ставил окончательной точки. В основе поиска истины для Сократа лежат морально-этические аспекты. Поэтому он не исследует природу. Если человек знает, что такое добро, то он никогда не поступит плохо. Рационализация морали. Нет заранее испорченных людей, их просто нужно просвещать. Метод критического рационализма (в каждом диалоге идет обсуждение). Дискуссия не является бесспорной, если в результате стороны сблизили свои позиции. Апологии Сократа.
Сократические школы: киники (собачья философия) — Антисфен, Диоген Синопский (Афины); киpенаики — Аристин; мегаpики — Эвклид, Эвбулит. Пpоблема универсалий. Киники, киpенаики — существует единичное, а общее — словесный антураж. В реальности его нет. Нет лошадности, но есть лошади. Мегаpики — все наоборот. Общее существует самостоятельно, обособленно или отдельно, и отдельное существует благодаря общему. Сначала разрабатывали логические операции. Близки к софистам — недосказанность, неоднозначность. Сколько нужно песчинок, чтобы образовалась куча песка? Эвбулит: если кто-то утверждает, что он лжет, лжет ли он на самом деле? Что лежит в основе поведения человека — принцип удовольствия или отказа от этого удовольствия? Циники: отказ от всего, что доставляет наслаждение человеку. Диоген Синопский сидел в бочке, ходил днем с фонарем — искал человека, просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам. Потом его продали как раба («не хочет ли кто-нибудь купить себе хозяина?»). Киники выступали против национальных воззрений. Киpенаики проповедовали этику гедонизма (наслаждение; более общий эвдемонизм — этика счастья). Выступали за разумные удовольствия и наслаждения. Пришли к идее возможности самоубийства (если жизнь не доставляет удовольствия, то зачем такая жизнь?).

Загрузка...