Загрузка...

Материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу


Матер-е и идеал-е решение основного вопроса фил-и применительно к обществу. Безраздельное господство идеализма в области социальной философии имело свои гносеологические и социально-классовые причины. Дело в том, что общество в одном пункте сущ-но отличается от природы. В нем все осуществляется через деятельность людей, наделенных сознанием и волей. На поверхности исторических процессов можно наблюдать столкновение страстей, интересов, идей, тогда как глубинные основы происходящих процессов остаются скрытыми. Здесь возникает опасность принять явление за сущность и тогда вся материя представляется процессом полностью зависимым от сознания людей. Кроме этого идеалистическое понимание истории закреплялось и социально-классовой структуры общества, в рамках которой связи причин и следствий определяющего и определяемого были чрезвычайно запутаны из-за ирц-ния сословно-классовой иерархии.
Выработка диалектико-материалистического взгляда на общество связано прежде всего с применением материализма к изучению истории.
Материя – это объективная реальность, существующая вне нашего сознания. Следовательно, необходимо было найти в обществе нечто такое, что соответствовало бы данным признакам.
Еще в начале 40-х годов Маркс, работая в рейнской газете обнаружил, что з-ны прусского гос-ва связно охранняемом привелегии меньшинства. Это побудило его заняться изучением природы гос-ва и права, это в свою очередь привело к анализу экономической сферы жизни общества.
В 1843г. он критически пересмотрел Гегелевскую фил-фию права, а в 1844г. в “Экономическо-философских рукописях” он обосновал положение об определяющей роли материального производства в жизни людей.
Вывод Маркса: “Общественное бытие людей определяет общественное сознание”. Общественное бытие в сомом общем виде – это те отношения, которые складываются м/у людьми в процессе материального производства. Маркс пишет: “Люди должны есть, пить, одеваться и т.д. прежде чем заниматься наукой, искусством”.
В конечном итоге, по Марксу все в обществе зависит от того, каким образом в каждую конкретную историческую эпоху люди производят материальные блага. В процессе произв-ва люди вступают в особые отношения. При этом они не только не могут произвольно поменять их но чаще всего даже не понимают сути этих отношений. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, застает общественное бытие людей уже сформировавшимся и относ-но устойчивым. Сознание людей формируется под влиянием конкретного бытия (т.е. бытие первично, а сознание вторично). Но с другой стороны общественное сознание обладает и некоторой самостоятельностью и активностью. Идеи, которые возникают в сознании людей, часто значительно опережают время, но сами по себе идеи не меняют мир. “Идея становиться материальной силой лишь после того, как она овладеет массами и массы приступят к конкретной социально-преобразующей деят-ти”, по выражению одного из классиков. Т.е. общественное бытие определяет сознание, но сознание в свою очередь может воздействовать на бытие и может существовать относительно самостоятельно.

Загрузка...