Проблема периодизации всемирной истории


Общественно-экономическая формация –это конкретно-исторический тип общества,взятый в единстве всех его сторон: способы произ-ва,состояний
науки ,искуства,всего многообразия и богатства духовной сферы,семейно-
бытовых отношений.Основу структуры формации составляют 2-а элемента:
экономический базис и идеологическая надстройка.
Базис –это совокупность производ-х отношений.
Надстройка –это совокупность идей ,взглядов,теорий,а также закрепляющих их учереждений.
Базис определяет надстройку,но надстройка может существовать относительно самостоятельно и влиять на базис.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ.
Арноль Тойнби (1899-1975) исторический процесс описывает не прямой
линией прогресса ,а в виде ряда цивилизаций ,каждая из которых возникает и развивается до кульминац-го момента,а затем деградирует и
погибает.
Под цивилизациями понимают устойчивую общность людей,объединенных духовными традициями (прежде всего религиозными) ,а также географическими
рамками :шумерская,вавилонская,минойская,эллинская,христианская,индусская,
исламская цивилизации.Всего существует около 30 локальных цивилизаций.
История развивается по схеме “вызов-ответ”.Вызов бросает высшая сила,ответ –
реакция общества на вызов.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ШПЕНГЛЕРА (1880-1936.Каждая
культура существует изолированно и замкнуто.Всего насчитывают 8 культур:
индийская,китайская,вавилонская,египетская,античная,арабская,русская,западно-
европейская.Каждая культура имеет собственную цивилизацию.
Цивилизации –это те самые крайние и искусственные состояния,осуществить
которые способен высший тип людей.Они –завершение,они следуют как ставшее
за становлением,как смерть за жизнью .Они неизбежный конец и ,тем не менее
с внутренней необходимостью к ним всегда приходим.