Л А Б О Р А Т О Р Н А Я Р А Б О Т А № 5.
Тема: Составные графические объекты. Использование команд и настроек для выполнения операций расширенного редактирования. Понятие блока, атрибута и работа с ними.
Цель: Освоить методы и приемы редактирования сложных объектов; изучить команды и оп-ции, применяемые в процессе работы; познакомиться с составными объектами; узнать их возможности и свойства; научиться создавать блоки чертежа, манипулировать ими, изменять их атрибуты.
Порядок работы:
1. Загрузить редактор системы AutoCAD и открыть любой имеющийся чертеж.
2. Составные графические примитивы.
•Составные графические объекты – объекты, составленные из других объектов или примитивов системы AutoCAD.
К ним также относятся: блоки, размеры, штриховка, мультилиния, полилиния, регион и другие. Часть из них уже рассмотрена, другие будут рассмотрены позже. Одним, из наиболее часто используемых, является блок.
2.1. Работа с блоками.
2.1.1 основные понятия.
•Блок — графический объект, включающий фрагмент чертежа и служащий для упрощения операций рисования (частые вставки групп элементов, использование данных разных черте-жей, ведение библиотек и пр.). Создание любого блока, из примитивов, может быть произве-дено один раз. Затем они объединяются “в блок” и чертеж может выполняться с использова-нием их как «строительных материалов». Используя блоки, можно создать фрагменты черте-жей, часто используемых в работе. Блок может содержать любое количество графических примитивов любого типа, а воспринимается AutoCAD как один графический примитив на-равне с отрезком, окружностью и т.д.
Блок может состоять из примитивов, созданных на разных слоях, разного цвета, разными типами линий. Все эти свойства примитивов сохраняются при объединении их в блок и при вставке блока в рисунок. Однако есть три исключения из этого правила.
1-е. Примитивы, созданные на специальном слое с именем 0, при вставке блока генериру-ются на текущем слое.
2-е. Примитивы, созданные в цвете BYBLOCK, наследуют цвет блока.
3-е. Примитивы, созданные типом линии BYBLOCK, наследуют тип линии блока.
Блок может включать в себя другие блоки. Если внутренний блок включает примитивы, созданные на слое 0, или примитивы с цветом и типом линии BYBLOCK, то эти примитивы «всплывают» вверх, сквозь вложен¬ную структуру блоков до тех пор, пока не попадут в блок с «фиксированным» слоем, цветом или типом линии, иначе они генерируются на слое 0.
Блоку может быть присвоено имя. AutoCAD создает блоки без имени (ано¬нимные блоки), например, для штриховок, размеров, т.е. для примитивов, к которым нет прямого доступа пользователя.
Использование блоков позволяет значительно сэкономить память. При каждой новой вставке блока в рисунок AutoCAD добавит к имеющейся инфор¬мации лишь данные о месте вставки этого блока, масштабных коэффициентах и угле поворота.
С каждым блоком можно связать атрибуты, то есть текстовую информа¬цию, которую пользователь может изменять в процессе вставки блока в рисунок и которая может изобра-жаться на экране или оставаться невидимой.
2.1.2. операции с блоками.
Создание блока производится с помощью команд BLOCK (в пределах данного чертежа) или WBLOCK (когда блок сохраняется в виде отдельного файла на диске). Команда BLOCK имеет следующий формат записи:
Command: block <Enter>
Block name (or ?): <имя или ? для вывода списка имеющихся имен><Enter>
(имя блока или ?)
Примечание! имя создаваемого блока может содержать до 31 символов и включать буквы, цифры и специальные символы «$», «_.» и «~ «. Метасимвол ? служит для вывода списка су-ществующих блоков.
Insertion base point:<указать точку><Enter>
(базовая точка вставки блока)
Select objects:<опция или указать объекты><Enter>
(выбор объектов, которые будут включены в блок)
Примечание! Указанные объекты исчезают с экрана, но для их восстановления можно воспользоваться командой OOPS. Созданный блок будет доступен для использования только в текущем чертеже.
Другим вариантом создания блока является использование панели инструментов (Make block) или падающих меню (Draw?Block?Make). После этого появляется окно (Block Defi-nition), которое включает:
— строку для имени создаваемого блока (Block name);
— кнопку базовой точки вставки (Select Point <);
— строки для ввода координат базовой точки вставки (X, Y, Z);
— кнопку выбора объектов, которые будут включены в блок (Select Objects <);
— кнопку имен имеющихся блоков в чертеже (List Block Names…);
— флажок сохранения объектов на экране после включения их в блок (Retain objects);
— вспомогательные кнопки (Ok, Cancel, Help).
Для получения блоков, которыми можно пользоваться при создании любых чертежей в AutoCAD, используется команда WBLOCK. После ее ввода в командной строке появляется окно (Create Drawing File), требующее задать имя и местонахождение файла, хранящего опи-сание блока. Затем система запрашивает имя блока, который будет помещен в этот файл:
Block name:<ввести имя><Enter>
(имя блока)
Примечание! Возможны четыре различных ответа на запрос имени блока:
имя — на диск записываются все примитивы, составляющие заданный блок. Нельзя исполь-зовать внешнюю ссылку или любой из ее зависимых бло¬ков;
= — аналогичен ответу имя, но при этом имя блока совпадает с именем файла;
* — записывается весь рисунок. Аналогичен действию команды SAVE, но при этом неис-пользуемые символы (определения блоков, слои, типы линий, гарнитуры шрифтов и раз-мерные стили) не записываются;
пробел —требуется выбрать объекты и базовую точку, как в команде BLOCK.
В файле, созданном командой WBLOCK, оси WCS (World Coordinate System) параллель-ны осям UCS (User Coordinate Sysyetm), действующей в момент записи блока на диск, и пе-ренесены таким образом, что точка вставки становится началом системы координат. После вставки в текущий рисунок направления осей WCS внешнего файла становятся параллель-ными UCS текущего рисунка. Таким образом, блок можно повер¬нуть, установив UCS в нуж-ное положение.
Вставка блока выполняется с использованием команды INSERT, имеющей формат:
Command: insert<Enter>
Block name (or ?): r<имя или ?><Enter>
(имя блока)
Примечание! Знак вопроса (?) служит для получения списка блоков, определенных в теку-щем черте¬же. Если блок с заданным именем не определен, ищется файл рисунка, имеющий такое имя. Если файл обнаружен, сначала создается в текущем рисунке блок с именем файла, а затем используется определенный таким образом блок. Чтобы создать определение блока без вставки его в рисунок, достаточно в ответ на запрос точки вставки ввести <Ctrl>/<C>. Если мы хотим создать блок с именем, отличным от имени файла, необходимо ввести имя блока = имя файла без расширения. Если в текущем рисунке уже есть блок с указанным именем, происходит его переопределение. Если в ответ на запрос ввести «-‘», то на экран вы-ведется диалоговое окно выбора файлов рисунков.
Insertion point: <точка вставки><Enter>
X scale factor <1> / Corner / XYZ:< значение, опции или Enter>
(Масштабный фактор по оси X / Угол / XYZ)
Y scale factor (default=X):<ввести число><Enter>
(Масштабный фактор по оси Y)
Rotation angle <0>:<угол><Enter>
(Угол поворота)
Примечание! Масштабный фактор по оси X – это число, представляющее коэффициент мас-штабирования по оси Х (по умолчанию равен 1) или точка. Заданная точка вместе с точкой вставки определяют углы масштабного прямоугольника, определяя, таким образом, одно-временно масштаб по осям Х и Y. Если ответить Corner (Угол), то будет выдан запрос Other corner: (Угол:) на ввод точки противоположного точке вставки угла масштабного прямо-уголь¬ника. Если коэффициент масштабирования задан со знаком «-«, то осуществляется зер-кальное отображение. Угол поворота (по умолчанию 0). Точка включения является центром поворота. Если для задания угла поворота вводится точка, то AutoCAD измеряет угол накло-на линии от точки вставки до этой точки и использует его в качестве угла поворота. Если за-дан режим Орто, то угол поворота будет кратен 90.
Масштаб и угол поворота могут быть заданы предварительно, для чего в ответ на запрос Insertion point: (Точка вставки:) команды INSERT необходимо задать один из ключей:
Scale — указанный масштаб воспринимается как масштабный коэффициент, одинаковый для всех осей, и используется как при отслеживании, так и при вставке блока;
Xscale — масштабный коэффициент по оси X:
Yscale — масштабный коэффициент по оси Y;
Rotate — запрашивает угол поворота. Угол может быть опреде¬лен указанием двух точек. Блок отслеживается повернутым на заданный угол. После указания точки вставки угол пово-рота не запрашивается
Другим вариантом вставки блока является использование панели инструментов (Insert block) или падающих меню (Insert?Block). После этого появляется окно (Insert), которое включает:
— кнопку и строку для имени вставляемого блока (Block…);
— кнопку и строку для файла содержащего блок (File…);
— флажок блокировки ввода параметров (Specify Parameters on Screen);
— строки для ввода координат базовой точки вставки (Insertion Point);
— строки для ввода масштабных коэффициентов(Scale);
— строку для ввода значения угла поворота (Rotation);
— флажок разбиения блока на составляющие (Explode);
— вспомогательные кнопки (Ok, Cancel, Help).
При включении блока в чертеж AutoCAD обрабатывает его как графичес¬кий примитив. Если текущий рисунок является фрагментом, который будет помещаться в другие рисунки, для него можно задать базовую точку с помощью команды BASE, имеющий формат:
Command: base <Enter>
Base point <0.0000,0.0000,0.0000>: <указать точку><Enter>
(базовая точка) Примечание! Если команда BASE не используется, то точка (0,0,0) стано-вится по умолчанию его базовой точкой вставки. Кроме того, базовую точку вставки можно изменить, используя системную переменную INSBASE.
Разбиение блока.
Для обеспечения работы с его отдельными составляющими блок необходимо разбить. Для этого в AutoCAD существует команда EXPLODE, имеющей формат:
Command: explode <Enter>
Select objects: <выделить объекты для разбиения>
Разбиение блока на составляющие возможно и в момент включения его в чертеж. Для это-го перед именем блока необходимо задать символ «*». При этом нельзя использовать предва-рительные установки параметров.
Другим вариантом применения команды является использование панели инструментов (Explode) или падающих меню (Modify?Explode).
Примечание! Назначение команды несколько больше, чем просто разбивка блоков. Она по-зволяет разделять на составляющие и другие элементы, а именно:
Тип объекта
Результат команды EXPLODE
Вставки блоков Вставка блока замещается дубликатами составляющих блок объектов. Компонентные объекты первоначально рисуются и перерисовываются на слое 0.
Вставка блока часто расчленяется по необходимости модифицировать непосредственно компонентные объекты. Это обычно, но не всегда, выполняется в контексте изменения определения блока.
Размеры Размер замещается комбинацией отрезков, мультитекста, точек, фигур и вставок блоков. Размеры обычно расчленяются с тем, чтобы можно было управлять составляющими их объектами. Обычно, поскольку рас-члененные размеры утрачивают свойство ассоциативности, необходимо избегать их расчленения.
Штриховка Штриховка заменяется составляющими ее отрезками. Расчлененная штриховка утрачивает свойство ассоциативности. Снова, при потере ассоциативности, обычно не следует расчленять штриховку.
Мультилиния Мультилиния замещается составляющими ее отрезками. Таким обра-зом, предоставляется возможность работать с командами редактирова-ния, типа Extend и Trim, которые нельзя применять по отношению к мультилиниям. Заменяя объект, составленный из мультилиний, отрез-ками, затем можно подрезать или удлинять их.
Полилинии Полилиния заменяется рядом отрезков и дуг. Независимо от сущест-вующей ширины полилинии, замещающие отрезки и дуги будут иметь нулевую ширину. Полилинии отрисовываются при использовании ко-манд PLINE, POLYGON, RECTANG и DONUT
Регион Регион заменяется граничными объектами (типа отрезков и кругов), ко-торые определяют петли (замкнутые формы) в регионе.
Удаление блока осуществляется по команде PURGE, имеющей формат:
Command: purge <Enter>
Purge unused Blocks/Dimstyles/LAyers/LTypes/SHapes/STyles/Mlinestyles/All: <выбрать оп-цию><Enter>
(удалить неиспользуемые блоки/размерные стили/слои/типы линий/формы/стили тек-ста/стили мультилиний)
Names to purge <*>:< ввести имя или * для всех><>Enter>
(имена удалаемых)
Verify each name to be purged? <Y><Y or N><Enter>
(проверять каждое имя при удалении?)
Purge block RT? <N><Y or N><Enter>
Примечание! При указании * будут удалены все объекты выбранного типа.
Существует другой способ использования команды при помощи падающих меню (File?Drawing Utilites?Purge?выбрать опцию).
2.2. особые варианты вставки блока.
2.2.1. Тиражирование блока в виде прямоугольного массива (MINSERT), имеет формат:
Command: minsert <Enter>
Block name (or ?): <ввести имя или ?><Enter>
(имя блока)
Insertion point: <указать точку>
(точка вставки блока)
X scale factor <1> / Corner / XYZ:<ввести число, опции или Enter>
(масштабный коэффициент по оси Х/ Угол / XYZ)
Y scale factor (default=X):<ввести число><Enter>
(масштабный коэффициент по оси Y)
Rotation angle <0>:<ввести значение><Enter>
(угол наклона)
Number of rows (—) <1>: 3<ввести число><Enter>
(количество строк копий блока, включая первую)
Number of columns (|||) <1>: 3<ввести число><Enter>
(количесво рядов копий блоков, включая первую)
Unit cell or distance between rows (—): 5<ввести число><Enter>
(расстояние между смежными строками)
Distance between columns (|||): 5<ввести число><Enter>
(расстояние между смежными рядами)
2.2.2. Вставка блока вдоль траектории на заданном расстоянии (MEASURE), в виде:
Command: measure <Enter>
Select object to measure:<указать объект>
(выбрать объект для измерения)
<Segment length>/Block: <ввести значение, две точки на экране или опцию В><Enter>
(длина сегмента/Блок)
Вариант 1. Задание длины сегмента
Примечание! Объект будет разделен точками на фрагменты, длина которого определяется вводимым значением или вычисляется, как интервал между двумя указанными точками. Для лучшей визуализации процесса рекомендуется изменить значения системных переменных PDMODE=3 и PDSIZE=3.
Вариант 2. Выбор блока (опция В)
Block name to insert: <ввести имя><Enter>
(имя блока для вставки)
Align block with object? <Y>
(наклонить копии блока согласно контура объекта?)
Примечание! Наклон копий блока будет всегда одинаков, т.к. оси UCS каждого проходят че-рез точку вставки блока. А точка вставки расположена на касательной к объекту по всей длине. Иначе, вертикальная ось блока ориентирована всегда перпендикулярно касательной в любой точке объекта.
2.2.3. Вставка блока вдоль траектории заданное число раз (DIVIDE), представлена таким образом:
Command: divide <Enter>
Select object to divide:<указать объект>
(выбрать объект для разбиения) Примечание! Опции команды аналогичны рассмотрен-ной ранее, за исключением того, что основное действие связано с автоматической разбивкой (вставкой блока) на интервалы, определяемые количеством сегментов равной длины (задан-ным числом блоков)
2.3. атрибуты и их применение.
•а т р и б у т – характерный идентификатор объекта (индекс, имя, код и пр.).
Является очень действенным, если проект насыщен множеством однотипных блоков. Атрибуты хранят информационные данные, которые могут определяться пользователем при создании, в момент вставки или редактироваться позже. Нет ограничений на число атирибутов, которые могут быть связаны с конкретным блоком. При создании атрибутов для блока важно управлять последовательностью, в которой запрашиваются данные.
3. Расширенные команды редактирования объектов.
3.1. редактирование ломаных (PEDIT).
Служит для модификации существующих ломаных линий на чертеже. Имеет сле-дующий формат:
Command: pedit <Enter>
Select polyline: <указать полилинию>
Open/Join/Width/Edit vertex/Fit/Spline/Decurve/Ltype gen/Undo/eXit <X>:<выбрать опцию> <Enter>
(открыть/соединить/редактировать вершины/сгладить/сплайн/отменить сглажива-ние/тип линии/отмена/выход)
Примечание! Команда PEDIT позволяет объединить любое коли¬чество соседних отрезков, дуг и двухмерных полилиний в единую полилинию; разбить полилинию на две; перемес-тить (сдвинуть) выбранные вершины полилинии или добавить к ней новые вершины; замкнуть открытую полилинию или открыть замкнутую; определить для полилинии еди-ную ширину; изменить ширину отдельных сегментов полилинии; удалить все изломы и из-гибы между двумя вершинами; подобрать гладкую кривую для полилинии.
Select objects:<выбрать объекты>
Возможен любой способ выбора. Если выбранный объект не полилиния, то выдается допол-нительное сообщение и запрос:
Entity selected is not a polyline:
(Выбранный объект не полили¬ния:)
Do you want to turn it into one? <Y>: <N или Enter>
(Сделать его полилинией?< Д>:)
Если ответить Y, то такой объект будет преобразован в двухмерную полилинию из одного сегмента. В дальнейшем к этой полилинии можно добав¬лять другие элементы.
Ключи:
Close — замкнуть полилинию, создает замыкающий сегмент поли¬линии, соединяя ее по-следний сегмент с первым. Если полилиния в текущий момент замкнута, ключ Close заме-няется на ключ Open;
Open — разомкнуть полилинию. Удаляет замыкающий сегмент полилинии. Ключи Close и Open взаимоисключающие;
Join — обеспечивает присоединение к полилинии отрезков, дуг и других полилиний, ко-нец которых совпадает с конечной точкой текущей поли¬линии. Может быть использован только для открытой полилинии. Выдается дополнительный запрос:
Select objects: <выбрать объекты>
Если неясно, какие примитивы добавлены к полилинии, их можно выделить, воспользовав-шись командой LIST. При указании полилинии все ее сегменты выделяются; чтобы избе-жать вывода списка сегментов, сразу же после выделения можно нажать комбинацию кла-виш <Ctrl>/<C>;
Width — задать новую, единую для всей полилинии ширину, в ответ на запрос:
Enter new width for all segments:<ввести значение><Enter>
(Введите новую ширину для всех сегментов:)
Сразу же после задания ширины полилиния отрисовывается с новой шириной;
Edit vertex — редактировать вершины. Выбор и редактирование вершины и прилегающих сегментов;
Fit curve — создать кривую, сглаживающую все вершины полили¬нии. Кривая состоит из пар дуг, соединяющих каждую пару вершин. Для достижения нужного эффекта система вставляет в полилинию дополнительные вершины. Если результат не удовлетворяет, можно использовать ключ Edit vertex для добавления новых вершин, а затем выполнить сглажива¬ние;
Spline — создать кривую, скругляющую все вершины полилинии. Использует вершины выбранной полилинии как контрольные точки (или кар¬кас) кривой. Кривая проходит через первую и последнюю контрольные точки (если исходная полилиния не была замкнута) и как бы подтянута к другим точкам, но не обязательно проходит через них. Такие кривые назы-ваются В-сплайнами. Сплайны могут быть квадратичными и кубическими.
Если исходная полилиния содержит дуговые сегменты, то при формирова¬нии каркаса сплайна они спрямляются. Если каркас имеет ширину, то результирующий сплайн будет су-жаться от ширины первой вершины к ширине последней.
Каркасы сплайнов обычно не высвечиваются на экране, но при желании их можно уви-деть, установив системную переменную SPLFRAME равной 1 (по умолчанию она равна 0). Каркас отображается с нулевой шириной и непрерыв¬ным типом линии.
Типом сплайна управляет системная переменная STLINETYPE: значение 5 соответствует квадратичному В-сплайну, значение 6 — кубическому В-сплайну.
Качеством сплайновой аппроксимации управляет системная переменная SPLINESEGS. По умолчанию она равна 8. Большее значение переменной соответствует большему числу сегментов, которые будут нарисованы. Если задать отрицательное значение, то количество сегментов сплайна будет равно абсолютной величине этой переменной и к ним будет приме-нено сглаживание типа Fit curve.
Большинство команд редактирования действует на сглаженные сплайны полилинии так же, как при выборе ключа Fit curve:
— команды MOVE, ERASE, COPY, MIRROR, ROTATE и SCALE дейст¬вуют как на сплайн, так и на его каркас;
— команды BREAK, TRIM и EXPLODE удаляют каркас и генерируют полилинию, со-ответствующую сплайн полилинии; это же происходит с полилиниями, сглаженными ключом Fit curve;
— команда OFFSET создает полилинию, соответствующую сплайну;
— команда STRETCH после растяжения сплайна создает сплайн для «растянутого» кар-каса;
— команды DIVIDE, MEASURE, AREA, HATCH, FILLET и CHAMFER действуют только на сплайн, каркас для них недоступен;
— ключ Join команды PEDIT приводит к неявному сня¬тию сглаживания, уничтожая ин-формацию о сплайне как для исходной поли¬линии, так и любой полилинии, добавлен-ной к ней;
— ключи редактирования вершин команды PEDIT перемещают маркер «X» только по точкам каркаса. Для ключа Break сплайн уничтожается; для Insert, Move, Straighten и Width сплайн автоматически строится заново. Ключ Tangent на сплайн не действу-ет.
объектная привязка возможна только к сплайну, но не к его каркасу;
Decurve — удалить сглаживание. Удаляет любые дополни¬тельные вершины, вставленные при выполнении операции Fit curve, и выпрям¬ляет все сегменты полилинии. Любая инфор-мация о касательных, заданная для вершин полилинии, оставляется для последующего ис-пользования при выдаче запросов Fit curve;
Ltype gen— задает способ генерации типа линии в вершинах полилинии. Значение OFF означает генерацию заданного типа линии, начиная со штриха и оканчивая штрихом в каж-дой вершине. Заданный ключ не действует для полилиний с сегментами переменной ширины линии. Режимом генерации типа линии для новых полилиний управляет системная перемен-ная PLINEGEN;
Undo — отменяет действие последней операции редактирования команды PEDIT. Если команда PEDIT началась с пре¬образования отрезка или дуги в полилинию, ключ Undo — вы-полнить обратного преобразования не сможет. Для этого надо выйти из команды PEDIT и воспользоваться командой Undo;
eXit — выход.
При выборе редактиро¬вания вершин AutoCAD помечает первую вершину маркером «X». Если для этой вершины задана касательная, то ее направление указывается стрелкой. Для ре-дактирования вершин используются следующие ключи:
Next и Previous — перемещение маркера «X» к следующей или предыдущей вершинам;
Break — разрыв. Запоминается место вершины, отмеченной мар¬кером «X» и выдается за-прос:
Next/Previous/Go/ExiN>:<выбрать опцию><Enter>
(След/Пред/Выполни/выХод<С>:)
теперь маркер можно переместить к любой вершине (или оставить на месте) и ввести Go. Полилиния разорвется на две части в заданной вершине или вершинах. При разрыве замкну-тая полилиния становится открытой, а замыкающий сегмент автоматически удаляется;
Insert — добавление к полилинии новой вершины, определенной в ответе на запрос:
Enter location of new vertex:<указать курсором или координаты>
(Введите положение новой верши¬ны:)
Новая вершина добавляется к полилинии после помеченной вершины;
Move — перемещение помеченной вершины. Новое местоположение вершины определя-ется в ответе на запрос:
Enter new location:<указать местоположение>
(Введите новое положение:)
Regen —регенерация полилинии, используется совместно с ключом Width в редактирова-нии вершин;
Straighten — спрямление. Запоминается текущая вершина и выдается запрос:
Next/Previous/Go/Exit<N>:
(След/Пред/Выполни/выХод)
Go — все сегменты и вершины между двумя заданными будуn удалены и их заменит прямолинейный сегмент. Если задается только одна вершина (без перемещения маркера), то будет спрямлен следующий за верши¬ной сегмент, если он является дугой;
Tangent — определение угла наклона касательной из текущей вер¬шины для использова-ния при сглаживании кривой. AutoCAD выдает запрос:,
Direction of tangent: <указать направление>
(Направление касательной:)
Width (Ширина) — изменение начальной и конечной ширины сегмента, сле¬дующего за помеченной вершиной. Запрашиваются величины начальной и конечной ширины:
Enter starting width<def>:<указать точку или ввести координаты>
(Введите начальную ширину <по умолчанию>)
Enter ending width<def> :<указать точку или ввести координаты>
(Введите конечную ширину <по умолчанию>)
Сегмент не перерисовывается сразу же после задания его новой ширины. Для того чтобы увидеть сегмент, необходимо воспользоваться ключом Re;
Exit — выход.
3.2. управление порядком вывода объектов на экран (DRAWORDER). Формат команды:
Command: draworder <Enter>
Select objects: <><Enter>
Select objects:
Above object/Under object/Front/<Back>:<опция><Enter>
(над объектом / под объектом / Наперед / Назад)
Regenerating drawing.
(обновление чертежа)
Существуют и другие варианты запуска команды, а именно — используя панель инст-рументов (Draworder) или падающие меню (Tools?Display Order?выбрать опции).
3.3. редактирование сплайнов (SPLINEDIT) позволяет модернизировать сплайны и имеет такой формат записи:
Command: splinedit <Enter>
Select spline:<выбрать сплайн>
Fit Data/Close/Move Vertex/Refine/rEverse/Undo/eXit <X>: <выбор опции><Enter>
(редактировать данные вершин/замкнуть/переместить вершины/управление весами точек/реверс/откат/выход)
Для сглаживания вершин проводят операции над вершинами сплайна:
Fit Data/Close/Move Vertex/Refine/rEverse/Undo/eXit <X>: f <Enter>
Add/Close/Delete/Move/Purge/Tangents/toLerance/eXit <X>: <выбрать опцию><Enter>
(добавить/замкнуть/удалить/переместить/расчленить/касательные/погрешность/выход)
Случай 1.
Add/Close/Delete/Move/Purge/Tangents/toLerance/eXit <X>: a <Enter>
Select point:<указать точку>
Enter new point:<указать новую точку>
…
Случай 2.
Add/Close/Delete/Move/Purge/Tangents/toLerance/eXit <X>: с <Enter>
В результате действия произойдет замыкание начальной и конечной точек сплайна.
Случай 3.
Add/Close/Delete/Move/Purge/Tangents/toLerance/eXit <X>: d <Enter>
Select point:<указать точку>
Select point:<указать точку>
Случай 4.
Add/Close/Delete/Move/Purge/Tangents/toLerance/eXit <X>: m <Enter>
Next/Previous/Select Point/eXit/<Enter new location> <N>:<опция или новое положение>
Случай 5.
Add/Close/Delete/Move/Purge/Tangents/toLerance/eXit <X>: p <Enter>
Close/Move Vertex/Refine/rEverse/Undo/eXit <X>:<опция><Enter>
Случай 6.
Add/Close/Delete/Move/Purge/Tangents/toLerance/eXit <X>: t <Enter>
System Default/<Enter start tangent>:<ввести начальную точку касательной сплайна >
System Default/<Enter end tangent>:<ввести конечную точку касательной сплайна >
Случай 7.
Add/Close/Delete/Move/Purge/Tangents/toLerance/eXit <X>: l <Enter>
Enter fit tolerance <1.0000E-10>:<изменить значение или согласиться>
(Ввести погрешность округления)
Для перемещения вершин возможны случаи:
Close/Move Vertex/Refine/rEverse/Undo/eXit <X>: m <Enter>
Next/Previous/Select Point/eXit/<Enter new location> <N>:<указать точку или опцию>
(следующая/предыдущая/указать точку/выход)
Для управления весами точек
Close/Move Vertex/Refine/rEverse/Undo/eXit <X>: r <Enter>
Add control point/Elevate Order/Weight/eXit <X>: <опция><Enter>
(добавить контрольную точку/порядок возвышения/вес/выход)
3.4. редактирование мультилиний (MLEDIT) представлено шаблоном:
Command: mledit <Enter>
На экране появляется меню (Multiline Edit Tools) содержащее варианты редактирова-ния мультилиний:
— Closed Cross (закрытое пересечение);
— Open Cross (открытое пересечение);
— Merged Cross (слитое пересечение);
— Closed Tee (закрытое примыкание);
— Open Tee (открытое примыкание);
— Merged Tee (слитое примыкание);
— Corner Joint (угловой стык);
— Add Vertex (добавить вершину);
— Delete Vertex (удалить вершину);
— Cut Single (одиночный разрыв);
— Cut All (разрыв всех);
— Weld All (соединить все).
Примечание! Кроме запуска из командной строки можно использовать кнопку панели инструментов (Edit multiline) или падающее меню (Modify?Object?Multiline).
3.5. редактирование атрибутов (DDATTE) позволяет изменять характеристики объекта (атрибут блока) и имеет запись:
Command: ddatte <Enter>
Select block: <указать блок>
Примечание! Кроме запуска из командной строки можно использовать кнопку панели инструментов (Edit attribute) или падающее меню (Modify?Object?Attribute).
3.6. редактирование текста и мультитекста выполняется с помощью команды (DDEDIT), которая имеет вид:
Command: ddedit <Enter>
<Select an annotation object>/Undo:<ввести текст><Enter>
(укажите текстовый объект/Откат).
После этого появляется окно диалога в котором можно откорректировать параметры текста (высоту, шмрину, тип, гарнитуру и пр.).
Примечание! Кроме запуска из командной строки можно использовать кнопку панели инструментов (Edit text) или падающее меню (Modify?Object?Text).
3.7. выполнение булевых операций (UNION, SUBTRACT, INTERSECT)
Находит применение в создании объектов, получающихся путем выполнения логического объединения, вычитания, пересечения координат точек фигур. Фигуры должны быть областями или телами. Анализ выполнить самостоятельно.
Практическое задание.
1. Построить чертеж, содержащий ряд объектов или открыть имеющийся рисунок.
2. Если рисунок уже имелся, то сделать дубликат (независимую копию).
3. Проверить и оценить действие рассмотренных команд (опций, режимов).