ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема: Создание чертежа. Выполнение необходимых начальных установок обеспечения работы системы. Изучение характеристик простейших графических примитивов. Применение команд точной объектной привязки.
Цель: Освоение методов настройки параметров рабочей среды путем переключения режимов графического редактора. Изучение команд UNITS, LIMITS, SNAP, GRID, ZOOM, PAN, POINT, LINE, RAY, XLINE, MLINE, ARC, CIRCLE, ERASE, OOPS.
Порядок выполнения работы.
1. Загрузить Windows.
2. Найти пиктограмму ACAD14 и загрузить систему.
3. В главном меню выбрать режим Start From Stratch и подтвердить Ok.
4. Создать новый файл чертежа (File?New?Normal?Enter) и присвоить ему имя (File?Save as?PROBA2.DWG?Enter).
5. Определить систему единиц измерения с помощью команды UNITS (по умолчанию принята десятичная система), которую можно задать в последовательности Format?Units… ?диалоговое окно Units Control, либо с командной строки — Units. Диалоговое окно разбито на две панели, где:
правая (Units) служит для выбора:
— единиц измерения;
— точности отображения чисел (Precision:).
Примечание! Точность отображения задает число дробных разрядов после запятой.
Выбор единиц измерения устанавливается отметкой соответствующей радиокнопки из списка: (Examples)
Scientific Научные (экспоненциальный вид) 1.23Е-03
Decimal Десятичные 0.00123
Engineering Инженерные (футы и дюймы) 1’- 3.5″
Arhitectural Архитектурные (футы и дюймы) 1’- 3 1/2″
Fractional Дробные (обыкновенная дробь) 12 1/3
левая (Angles) для установки:
— вида представления величины угла из предлагаемого списка:
(Examples)
Decimal degrees Градусы десятичные 32.0000
Deg/Min/Sec Градусы/минуты/секунды 32d0’0″
Grads Грады 33.0000g
Radians Радианы 0.3325г
Surveyor Топографические единицы N 32d’0″ E
— точности отображения величины угла (Precision:)
Примечание! Точность отображения задает число дробных разрядов после запятой. Величина 1 града равна 0.9 градуса (90 градусов = 100 градам). Смысл символов следующий: d — градусы, ‘ — минуты, » — секунды, g — грады, г — радианы, N (North) — Север, E (East) — Восток, W (West) — Запад, S (South) — Юг.
нижняя линия содержит кнопки:
— подтверждения (Оk) или отмены (Cancel) выбора;
— базовых направлений отсчета углов (Direction…);
— открытия окна помощи (Help).
Выбор Direction… вызывает появление окна Direction Control, содержащего кнопки:
— установки базовых направлений нуля отсчета углов (Direction 0 Angle):
East 0.0 Восток
North 90.0 Север
West 180.0 Запад
South 270.0 Юг
Other Pick/Type Выбор другого типа
Примечание! Выбрав Other, можно в окошке Angle установить определенное числовое значение базового направления 0 градусов или задать величину угла через окно Pick <.
В последнем случае в командной строке появится сообщение Pick angle: (выбрать первую точку) и Second point (указать вторую точку) отрезка, определяющего с установленным, по умолчанию направлением в 0 градусов, величину требуемого угла. Система автоматически определит это значение и внесет его в окно Angle.
— кнопки установки положительного направления отсчета углов против часовой стрелки (Counter-Clockwise) или по часовой стрелки (Clockwise). Принятое решение, соответственно, подтверждается кнопкой Оk или отменяется Cancel.
6. Установить границы чертежа командой LIMITS, что можно выполнить как с главного меню системы ( см. Лабораторную работу №1), так и с командной строки в ходе сеанса работы. В последнем случае формат вводимой команды следующий:
Command: limits <Enter>
ON/OFF/<Lower left corner> <0.000,0.000>:<ввести значение, опцию или Enter>
(включить/выключить/<левый нижний угол> <координаты по умолчанию>)
Upper right corner: <ввести координату X, координату Y> <Enter>
(верхний правый угол)
Данную процедуру можно выполнить в любое время сеанса, при этом следует учесть, что некоторые объекты могут оказаться за границами и быть потерянными при изготовлении твердой копии чертежа. Операцию переопределения лимитов можно выполнить, также, по цепи Format?Drawing limits?ввод данных с командной строки.
Примечание! Функции лимитов следующие:
а) отображение сетки, установленной командой GRID (опция On) выводится на экран в пределах лимитов при мировой системе координат; если система координат пользовательская — то не выводится;
b) при наличии объектов чертежа вне лимитов и необходимости проведения масштабирования командой ZOOM (опция АН) в размеры экрана высветится зона, ограниченная командой LIMITS;
с) когда режим контроля за лимитами включен (системная переменная Limcheck = l), то при попытке ввода точек объектов за пределами ничего не получится.
7. Установить величину дискретности перемещения курсора (шаговую привязку) можно с помощью команды SNAP. Данная команда корректирует положения точек на экране таким образом, чтобы они попадали в узлы воображаемой сетки с заданным шагом. Формат команды, если задавать с командной строки, следующий:
Command: snap <Enter>
SNAP spacing or ON/OFF/Aspect/Rotate/Style <0.000>:<ввести значение шага, опцию или подтвердить Enter>
(Шаг привязки или Вкл/Откл/Аспект/Поворот/Стиль<по умолчанию>).
Назначение опций:
ON/OFF — включение/отключение шага, иначе — комбинация клавиш Ctrl-B или F9;
Aspect — позволяет устанавливать различные значения по осям X и Y;
Rotate — позволяет повернуть одновременно сетку и направление шагового перемещения графического курсора по отношению к чертежу и экрану дисплея или же устанавливать для базовой точки сетки значение фиксации, отличное от (0,0).
Система запрашивает координаты базовой точки и угол поворота;
Style — определяет формат или тип сетки фиксации (Standard) «стандартный» или (Isometric) «изометрический»; причем стандартный соответствует сетке нормального прямоугольного типа (интервалы по X и Y могут отличаться), а для изометрического типа будет устанавливаться сетка построения изометрических проекций, и, возможно построение линий под углами 30, 90, 150, 210, 270 и 330 градусов. Для такой сетки система запрашивает вертикальный интервал между точками (Vertical spacing). При изометрическом стиле режима SNAP можем работать на левой, правой или верхней изометрической плоскости; в момент первого включения — первой будет левая плоскость. Для выбора необходимой плоскости изометрии существует команда ISOPLANE. Формат записи:
Command: isoplane <Enter>
Left/Top/Right/<Toggle>:<Bbi6paTb плоскость изометрии><Еп1ег>
(Левая/Верхняя/Правая/<Переключить>)
Примечание! Аналогичные действия выполняются комбинацией клавиш Ctrl-E.
8. Установить с помощью команды GRID сетку и задать требуемый шаг сетки (например, равный 10). Используя командную строку применяется такой формат:
Command: grid <Enter>
Grid spacing(X) or ON/OFF/Snap/Aspect/: 10 <Enter>.
(Интервал сетки или Вкл/Выкл/Шаг/Аспект).
Действие опций следующее:
Grid spacing(X) — устанавливает размеры сетки (одинаковые по X и Y). Если надо установить размер ячейки сетки, кратный шагу, то надо к числовому значению, выдаваемому в ответ на запрос команды, дописать латинскую букву «х» (например, 2х или O.1x). Система воспримет это указание так, что размер ячейки сетки будет в 2 раза больше или в 10 раз менее, чем размер шага);
ON/OFF — включение/выключение сетки (аналогично комбинация Ctrl-G либо F7);
Snap — размер сетки будет соответствовать шагу привязки (перемещения курсора);
Aspect — задает различные значения шага сетки по осям X и Y.
Примечание! Если шаг сетки слишком мал для данного вида, то система сетку на экране не отображает и выдает следующее сообщение (в текстовом окне сообщений F2):
Grid too dense to display
(сетка слишком плотна для изображения). Вывод — необходимо повторить команду и задать другой, больший, интервал сетки.
9. Для увеличения всего чертежа (или отдельного фрагмента) в max размер экрана используют команду ZOOM. Формат задания, с командной строки, следующий:
Command: zoom <Enter>
All/Center/Dynamic/Extents/Previous/Scale(X/XP)/Window/<Realtime>:<Bы6paть опцию или ввести число><Еntеr>
(Все/Центр/Динамика/Границы/Предыдущий/Масштаб(Х/ХР)/Окно/<текущее>)
Опции несут следующий смысл:
Аll — показать все объекты, если чертеж находится в пределах рабочего поля чертежа или экстенты, если выходит за лимиты;
Center — позволяет задать центр будущего изображения и высоту графической зоны в единицах чертежа;
Dynamic — динамический поиск и указание зоны, подлежащей увеличению;
Extents — показать область, охватывающую все объекты чертежа;
Previous — восстановить на экране предыдущее изображение;
Scale(X/XP) — масштабный коэффициент изменения вида. Если значение > 1, то изображение будет увеличено, если < 1- то уменьшено. Если коэффициент указывается с символом X (например 5Х), то изображение будет промасштабировано относительно текущего вида (в данном примере в 5 раз увеличено). Если коэффициент указывается с символом ХР (например 5ХР), то будет изменен масштаб пространства модели Model space, относительно пространства листа Paper space (в данном примере равен 5:1).
Window — задает вид изображения в пределах окна, определяемого нижним левым и правым верхним углами;
Realtime — объекты, находящиеся на текущем виде (т.е. как бы «в реальном времени») подвергаются зуммированию в интерактивном режиме. В качестве инструмента выступает линза, позволяющая оперативно проводить действия увеличения и уменьшения изображения.
Примечание! Действие опции Dynamic заключается в том, что появляется динамическая рамка с перекрестием, перемещаемая свободно по экрану; после выбора зоны, подлежащей увеличению нажимаем левую кнопку «мыши»; фиксируем левый край (о чем свидетельствует появившаяся стрелка); перемещая «мышь» в необходимом направлении изменяем размеры «окна».
Изменить вид изображения объектов на экране (зуммирование) можно выполнить также по следующим пунктам меню View—»Zoom-»выбор требуемой опции в окне. В появившемся окне добавлены пункты:
Center — указывается центральная точка взгляда и высота (расстояние до этой точки). Первый параметр — определяет точку на экране. Второй требует задать увеличение (Magnification) или высоту (Height). Причем высоту можно задать как численно, так и путем указания двух точек на экране. Система вычислит расстояние между ними и примет как параметр, определяющий длину отрезка от глаза до экрана;
In — увеличивает видимый размер объектов на видовом экране;
Out — уменьшает видимый размер объектов на видовом экране.
10. Осуществить плоскопараллельное перемещение чертежа на экране (не изменяя масштаба чертежа) можно с помощью команды PAN (происходит от слова панорамирование»). Направление и величина перемещения задается парой точек, определяющих вектор перемещения. С командной строки эту процедуру выполняют так:
Command: -pan <Enter>
Displacement :x,y <Enter>
(ввести базовую точку сдвига)
Second point: x,y <Enter>
(ввести вторую точку сдвига)
Примечание! Задействование режима панорамирования характеризуется появлением на месте курсора пиктограммы » рука «, которая позволяет, как — бы «перемещать лист чертежа» на экране для лучшего обзора связей и элементов, не видимых в текущем режиме зуммирования.
Данную команду можно запустить на выполнение с падающих меню по маршруту: View?Pan?дополнительное окно с опциями:
Real Time — работа в интерактивном режиме (см. Realtime команды ZOOM);
Point — задание точек, определяющих сдвиг панорамы обзора (см. выше);
Left — перемещение экрана панорамы влево (до границ экстентов чертежа);
Right — -//-//- вправо (до границ экстентов чертежа);
Up — -//-//- вверх;
Down — -//-//- вниз.
Полезной дополнительной возможностью управления и контроля за областью чертежа, отображаемого на экране является использование диалогового окна Aerial View («Обзор с воздуха») с пиктограммой самолета. Данный инструмент позволяет оперативно просматривать детали отдельного вида (панорамирование, зуммирование, динамический и интерактивный режимы). Запуск производится двумя способами:
а) с командной строки с помощью команды DSVIEWER;
б) с падающих меню по линии View?Aerial View.
11. Изучение команд построения простейших графических примитивов.
Примечание! Графический примитив — это элемент чертежа, применяемый для создания графических построений и воспринимаемый системой, как целое (а не совокупность точек или объектов). Примитивы бывают простые (точка, линия, дуга, окружность и пр.) и составные (полилинии, вставки блоков).
11.1. Точка (point)
Простейший примитив системы. Обладает следующими свойствами: принадлежность слою, цвет, высота (в системе координат). Точку можно задать с помощью пиктограммы Point (используя колонки инструментов), либо с командной строки. При этом в командной строке, в первом случае, появится сообщение:
Command:_point Point: <указать точку на экране или координаты в командной строке>
При вводе с командной строки формат следующий:
Command:point: <укажите точку><Еntеr>
В ответ на запрос надо ввести координаты точки с клавиатуры или непосредственно указать точку в графической зоне экрана, поместив курсор в нужное место и нажав на левую клавишу «мыши». При указании точки курсором можно воспользоваться числовыми значениями координат перекрестья курсора, которые отображаются в строке состояния.
При задании точки с падающего меню порядок следующий: Draw?Point?выбор из списка требуемой опции. Возможно задание Single Point (одной точки) или Multiple Point (множества точек).
Точка характеризуется тремя координатами, но при указании точки с помощью «мыши» можно непосредственно задавать только две координаты X и Y. Координата Z берется при этом равной нулю (в обычном случае, когда работа выполняется в плоскости XOY).
Точка — самый простой геометрический объект. Геометрическая точка определяется тремя координатами. Не следует путать точку с маркером. Точка — примитив, элемент чертежа; к точке можно привязаться, как к объекту; с ней можно производить различные операции редактирования.
Примечание! В системе предусмотрено до 20 способов представления точки (см.Рис.2).
Вид знака отображения точек задается значением системной переменной PDMODE, а размеры — переменной PDSAZE. Значения системных переменных можно устанавливать с помощью команды SETVAR. При этом следует учитывать, что значения Pdmode может быть из ряда:
0 Точка (символ по умолчанию)
1 Отсутствие следа
2 Прямой крест
3 Косой крест
4 Вертикальный штрих от точки
К каждому из данных значений можно добавить 32, 64 или 96. Тогда символ получит соответствующее обрамление (см. Рис.2).
Если вы забыли коды точек, выполните следующие действия: Point—»Help. На экране появятся информационные данные по работе с точками.
Предположим, вы хотите рисовать точками типа 34. Вызвав команду POINT, в ответ на запрос Point: выберите из экранного меню опцию Pdmode. При этом система автоматически использует в прозрачном режиме команду SETVAR для изменения типа точки:
Command: point <Enter>
Point:’SETVAR <Enter>
»Variable name or ?: PDMODE <Enter>
» New value for PDMODE <0>:34 <Enter>
Resuming POINT command.(Сообщение в текстовом окне)
Point:
Аналогично можно изменить размер знаков отображения точек (системная переменная Pdsize).
Можно использовать точки как вспомогательное средство для сложных геометрических построений. Удобно размещать их на отдельном слое и назначать отличный от других объектов цвет.
Закончив работу с точками как со вспомогательными примитивами, необязательно стирать все точки: можно просто отключить соответствующий слой или назначить ему режим отображения 1 (Pdmode=l), что сделает их невидимыми.
11.2. Линия (Line).
Позволяет строить линии постоянной минимальной толщины определенной длины – о т р е з к и. Свойства — цвет, слой, длина, принадлежность слою. Для использования режима построения линий используют путь Draw?Line или пиктограмму в колонках инструментов (Line). При вводе с командной строки формат следующий:
Command: line <Enter>
From point: <координата X1, координата Y1, координата Z1> <Enter>
(От точки)
To point: <координата Х2, координата Y2, координата Z2> <Enter>
(К точке)
To point …….
Координаты можно вводить любым, из расcмотренных выше, способов. Выбор определяется практической целесообразностью. При построении отдельных отрезков (а не ломаной) прервать отрезок можно клавишами <Enter> или <пробел>.
Если опять набрать <Enter>, то произойдет повторный вызов команды. Опции команды следующие:
<Enter> — продолжить построение отрезков из конечной точки;
Close — замкнуть начало первого и конец последнего отрезка ломаной;
Undo — отменить построение последнего отрезка, не покидая команды LINE.
Примечание! Для того чтобы построить отдельный отрезок (а не сегмент ломаной) повторно, надо завершить команду с помощью клавиш <Enter> или <пробел>, а затем повторно вызвать команду LINE. Если не вводить координаты первой точки, а нажать <Enter>, то первой точкой ново го отрезка будет последняя предыдущего. Текущее положение курсора связано с предыдущим т.н. «резиновой нитью». Для прерывания режима LINE и выхода в режим запроса команд используют Esc. Для удаления всей ломаной или группы отрезков применяют ступенчатое использование опции Undo (если удаляется текущая ломаная) или команда ERASE.
11.3. Лучевая линия (Ray).
Данная команда находит применение при построении лучей (линий, имеющих начальную точку, но не имеющих конца). Чаще всего лучи применяют, как следы проекций в аксонометрии и работе с 3D-объектами.
Маршрут задания команды следующий: Draw?Ray?указать начальную точку
луча (_ ray From point:) и точку, через которую будет проходить луч (Through point:). Возможно применение команды путем ввода с командной строки. Формат таков:
Command: ray <Enter>
From point:<указать точку, откуда будет начинаться луч> <Enter>
Through роint:<указать точку, через которую должен проходить луч> <Enter>
11.4. Конструкционная линия (Construction Line).
Команда позволяет построить линии по принципу, идентичному для команды Ray (построение лучей). Отличие заключается в том, что новый примитив будет иметь вид линии (бесконечной длины), а не луча и имеет ряд опций. Возможен запуск команды с падающих меню (Draw?Construction Line), с использованием пиктограммы колонок инструментов (Construction Line) или с командной строки.
Формат команды:
Command: xline <Enter>
Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset/<From роinт>:<указать опцию или точку><Еntеr>
(Горизонталь/Вертикаль/Угловая/Биссектрисса/Подобие/<От точки>). Рассмотрим их:
а) построение линии через две точки
Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset/<From роinт>:<указать первую точку><Еntеr>
Through роint:<указать вторую точку><Еntеr>
б) построение горизонтальной линии
Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset/<From point>:h<Enter>
Through роint:<указать точку, через которую проходит горизонтальная линия><Enter>
в) построение вертикальной линии
Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset/<From point> :v<Enter>
Through роinт:<указать точку, через которую проходит вертикальная линия><Enter>
г) построение наклонной линии
Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset/<From point> :a<Enter>
Reference/< Enter angle (0)>:<ввести R или величину углах Enter >
(Ссылка/<Ввести угол (по умолчанию=0)>). Если указать R то появится следующее:
Select a line оbject:<указать точку на линии объекта>
(Укажите линию объекта)
Примечание! Опцию ссылки используют тогда, когда необходимо, чтобы угол для конструкционной линии измерялся относительно угла наклона линии определенного объекта. При этом курсор приобретает вид перекрестия.
д) построение биссектрисы угла
Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset/<From point> :b<Enter>
Angle vertex point:<указать точку вершины yгла><Enter>
Angle start роinт:<указать стартовую точку yглa><Enter>
Angle end роint:<указать конечную точку yглa><Enter>
е) построение подобной линии
Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset/<From point> :o<Enter>
Offset distance or Through <1.000>:<указать величину дистанции или T><Enter>
(дистанция размещения (удаления) подобных объектов или опция Through <default>)
Примечание! Опция Through предлагает указать точку, через которую будет проходить очередная подобная линия, и тем самым определить дистанцию:
Select a line оbjeсt:<укажите линию объекта><Еntеr>
Through роint:<укажите точку, через которую пройдет подобная линия ><Enter>
11.5. Мультилиния (Multiline)
Строит совокупность параллельных (не более 16) ломаных линий. Команда может вызываться из падающих меню (Draw?Multiline), из колонок инструментов (Multiline) или с командной строки. В последнем случае формат таков:
Command: mline<Enter>
Justification/Scale/STyle/<From роint>:<ввести опцию или указать точку><Еntеr>
(Подтверждение/Масштаб/Стиль/<Точка, откуда будет идти мультилиния>). Эти опции означают следующее:
Justification — определение положения базовой точки начала черчения
Top/Zero/Bottom<top> :<указать требуемый ключ><Еntеr>
(Верхнее смещение/Нулевое/Нижнее<по умолчанию>)
Примечание! Вид смещения определяет то положение стартовой точки, где будет находиться курсор.
Scale — определение коэффициента смещения (расстояние между линиями множества определится, как произведение коэффициента смещения на величину смещения Offset, определенную в стиле). Если коэффициент = 0, линия становится одиночной.
Set Mline scale <20.0>:<ввод числа><Еntеr>
(Установить коэффициент мультилинии <по умолчанию>)
Style — выбор стиля линии из списка определенных, загруженных или хранящихся на диске в виде файлов библиотеки с расширением .mln
Mstyle name (or ?):<ввести имя или ? для вывода списка имеющихся><Еntеr>
From point — задает точку, откуда будет проводиться мультилиния. Далее система запросит:
То point:<указать следующую точку сегмента><Еntеr>
Undo/<To роint>:<произвести возврат назад U или указать следующую точкy><Enter>
Close/Undo/<To point>…
(Замкнуть линию/Откат/<по умолчанию>)
11.6. Дуга (arc)
Команда позволяет построить дугу (семейство дуг). Запуск команды возможен с падающих меню (Draw?Arc?выбрать режим в дополнительном окне), с панели инструментов (Arc) либо с командной строки. Режимы построения дуги различны:
3 Points — создает дугу по трем точкам (стартовую, вторую и конечную);
Start, Center, End — по стартовой, точке центра (определяет радиус) и конечной;
Start, Center, Angle — по стартовой точке, точке центра и величине угла дуги;
Start, Center, Length — по стартовой, центральным точкам и длине хорды;
Start, End, Angle — по стартовой, конечной точкам и заключенному углу;
Start, End, Direction — по стартовой, конечной точкам и начальному направлению;
Start, End, Radius — по стартовой, конечной точкам и величине радиуса;
Center, Start, End — по точке центра, стартовой и конечным точкам;
Center, Start, Angle — по точке центра, стартовой точке и заключенному углу;
Center, Start, Length — по точке центра, стартовой точке и длине хорды;
Continue — строит дугу, касательно к ранее построенной дуге или линии, как ее продолжение.
Примечание! Точки могут быть указаны явно на экране или с помощью координат. Направление строящейся дуги принято против часовой стрелки, причем по умолчанию строится меньшая из двух возможных дуг (которая меньше 180 градусов). Если вводится отрицательная длина хорды — то будет построена большая дуга. Если величина угла отрицательна, то построение дуги идет по часовой стрелке. Параметр «начальное направление» определяется углом наклона касательной из начальной точки.
При запуске с командной строки формат следующий:
Command: arc <Enter>
Command: Center/<Start point>:<указать С или стартовую точку дуги><Еntеr>
Вариант 1. Задана опция С. Очередной запрос:
Сеntеr:<указать точку центра><Еntеr>
Start рот1:<начало дуги><Еntеr>
Angle/Length of chord/<End роint>:<опция или конечная точка>. Если, укажем А, то:
Included angle:<ввести величину заключенного yглa><Enter>. Появится дуга.
Иначе, если указать L, то дальнейший запрос системы:
Length of chord :<показать хорду или ввести ее длину><Еntеr>
Вариант 2. Указана стартовая точка. Далее:
Center/End/<Second роint>:<ввести требуемую опцию или вторую точку><Enter>
Дальнейшие запросы подобны рассмотренным выше.
11.7. Окружность (Circle)
Команда применяется для построения окружностей заданного или произвольного радиуса. Возможно использование падающих меню (Draw?Circle?выбор режима в дополнительном меню), выбор пиктограммы (Circle) в колонках инструментов или запуск с командной строки. В последнем
случае формат команды следующий:
Command: circle <Enter>
3P/2P/TTR/<Center point>:<выбрать опцию или точку центра><Еntеr>. Смысл опций:
3Р — построение окружности по трем точкам, не лежащим на одной прямой;
2Р — окружность определяется двумя точками (диаметром);
TTR — окружность строится касательно к двум непараллельным линиям.
Случай 1.
3P/2P/TTR/<Center роint>:<указать точку центра><Еnter>.
Diameter/<Radius> <по умолчанию>:<ввести значение радиуса или D><Enter>.
Если указать D, то дальнейший запрос:
Diameter <по умолчанию>:<ввести значение диаметра><Еntеr>
Случай 2.
3P/2P/TTR/<Center point>: 3p <Enter>.
First роinт:<указать первую точку><Enter>
Second роinт:<указать вторую точку><Еntеr>
Third point:<указать третью точку><Enter>
Случай 3.
3P/2P/TTR/<Center point>: 2p <Enter>.
First point on diameter:<yкажите первую точку на диаметре><Еntеr>
Second point on diаmeтеr:<укажите вторую точку на диаметре><Еntеr>
Случай 4.
3P/2P/TTR/<Center point>: ttr <Enter>.
Enter Tangent sрес:<указать первый объект, к которому касается окружнoсть><Enter>
Enter second Tangent sрес:<указать второй объект -//-//-><Enter>
Radius <по умолчанию>:<ввести значение><Еntеr>
Примечание! Если использовать режим объектной привязки TAN и опцию ЗР, то окружность можно построить касательно к трем объектам. Для такого случая в дополнительном меню имеется режим (Tan, Tan, Tan). Если в качестве объектов, используемых в режиме TTR используются линии ограниченной длины (отрезки), то система их воспринимает как линии бесконечной длины (прямые), и, как следствие, построенная окружность может не касаться отрезков визуально (если значение радиуса сильно мало или очень велико). Если точки касания установлены быть не могут, то система выдаст сообщение:
Circle does not exist. (Окружность не выходит)
12. Изучение команды удаления графических примитивов.
Для удаления примитивов на экране используется команда ERASE. Применяются различные варианты запуска. В падающих меню (Modify?Erase?указать объект (объекты) подлежащие удалению), в колонках инструментов (Erase) и с командной строки. Формат записи:
Command: erase <Enter>
Select objects: <указать объект (объекты), подлежащие удалению или ключ><Еntеr>.
Ключи следующие:
Window — объекты, находящиеся внутри заданной рамки (окна);
Last — последний нарисованный, видимый на экране, объект;
Previous — все объекты предыдущего набора;
Crossing — объекты, которые внутри или пересекаются контуром рамки (ок-
ном);
Remove — отмена выделения отдельных объектов в наборе;
Add — добавление отдельных объектов к существующему набору;
Undo — отмена выделение последнего объекта
При выделении группы объектов имеем следующее:
Select object: <указать W или C><Enter>
First corner: <указать вершину левого нижнего угла рамки или его координаты><Enter>
Second согпег:<указать вершину правого верхнего угла рамки или его координаты><Enter>
Примечание! При использовании мыши указание вершин производится левой клавишей, а выполнение действия («стирания») — правой.
Для восстановления на экране случайно удаленных объектов, или исчезнувших с экрана при создании блока применяют команду OOPS. Ее формат:
Command: oops <Enter>
Практическое задание
1. Выполнить все начальные установки и задать параметры для чертежа: формат А4, дискретность перемещения курсора 5 мм, ортогональная сетка с шагом 10 мм.
2. С применением изученных команд начертить объекты, приведенные в Упражнении 2.
3. Сохранить чертежный файл на диске под именем PROBA2.DWG в каталоге ТМР.
Создание чертежа.
19 Фев, 2009