Создание двумерного чертежа с помощью графического редактора КОМПАС-График


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Тема: Создание двумерного чертежа с помощью графического редактора КОМПАС-График. Панели команд. Инструменты, применяемые для создания 2D-чертежа. Использование привязок.
Цель: Знать особенности двумерного чертежа; научиться определять и правильно применять оконное позиционирование, расстановку объектов при создании чертежа; уметь использовать набор инструментов из панели инструментов; ознакомиться с используемым функционалом привязок и их разумным сочетанием. 
Ход работы.

1. Включить компьютер и загрузить Windows.
2. Создать новый лист чертежа со следующими параметрами: формат – А3, ориентация – горизонтальная, сетка квадратная с шагом 10 мм.
3. Ознакомиться с инструментами редактора.
3.1.Панели команд.
Команды, по своему функциональному назначению объединены в отдельные группы, а графически представлены в виде прямоугольных областей – п а н е л е й. Панели состоят из отдельных иконок, информационных текстовых строк и могут быть перемещены в любую точку экрана. Их можно свернуть или раскрыть, как любое приложение в среде Windows. Рассмотрим их.
3.1.2. Инструментальная панель находится в левой части главного окна и состоит из двух частей. В верхней части расположены девять кнопок переключателей режимов работы, а в нижней части — панель того режима работы, переключатель которого находится в нажатом состоянии.
Примечание! Отдельные кнопки в правой нижней части имеют небольшой черный треугольник. При щелчке мышью на такой кнопке и удержании ее в нажатом состоянии несколько секунд рядом с ней появляется новый ряд кнопок с вариантами используемой команды.
Каждая панель соответствующего режима работ содержит до двенадцати кнопок-пиктограмм для вызова конкретной команды. Ниже приведены различные панели инструментов, появляющиеся на экране при включении соответствующего переключателя.
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8 Рис.9
• панель режима «Геометрические построения» (Рис.1) обеспечивает возможность начертить любую линию или фигуру одним из определенных в системе типов линий, а также выполнить штриховку любой области выбранным образцом.
• панель режима «Размеры и технологические обозначения» (Рис. 2) включает в себя команды, позволяющие нанести любой тип размера в полном соответствии с ЕСКД, написать текст, создать таблицу, а также все элементы оформления технического чертежа (шероховатость, допуски формы, обозначение разрезов и т. д.).
• панель режима «Редактирование» (Рис. 3) содержит команды, позволяющие проводить редактирование элементов чертежа — копирование, масштабирование, поворот, сдвиг, зеркальное отражение, деформацию и многое другое.
• панель режима «Параметризация» (Рис. 4) содержит команды, позволяющие создавать параметрические чертежи либо преобразовывать в них ранее созданные обычные чертежи.
• панель режима «Измерения» (Рис. 5). Все построения в КОМПАС-ГРАФИК производятся в масштабе 1:1 с высокой точностью, что позволяет производить различные измерения и расчеты непосредственно на чертеже. Инструментальная панель содержит команды, обеспечивающие эти измерения — линейные, угловые, периметр, площадь, а также расчет массово-центровочных характеристик плоских фигур, тел вращения и тел выдавливания.
• панель режима «Выделение» (Рис. 6). Прежде чем производить какие-либо изменения на чертеже, необходимо выделить объекты, подлежащие изменению. Для простого выделения одного объекта достаточно щелкнуть на нем мышью. Если требуется выделить группу элементов, например, с каким-то общим свойством или расположенных на какой-то части чертежа, одного щелчка мышью мало. Для выполнения таких сложных выделений и служат команды панели выделения.
• панель режима «Ассоциативные виды» (Рис. 7). Служит для построения и модификации новых, а также существующих видов на чертеже. Вид определяет отображение модели с заданной точки наблюдения.
Примечание! Ассоциативный вид — вид чертежа, ассоциативно (причина?следствие) связанный с существующей моделью (деталью или сборкой). При изменении формы, размеров и топологии модели изменяется и изображение во всех связанных с ней видах.
• «Пользовательская панель №1, 2, 3» (Рис. 8). Активируется при нажатии кнопок 1, 2 или 3, расположенных на панели инструментов. Их назначение – создать специализированные наборы команд пользователя. Это могут быть:
— наиболее часто применяемые пользователем команды;
— иконки команд, отсутствующие на стандартных раскладках панелей;
— средства для решения нестандартных задач, например — конструктивные элементы из прикладных библиотек. На Рис. 8 в первую пользовательскую панель занесены элементы редактирования, простановки размеров и тех. требований, а также создания таблиц, вычерчивание отверстий.
Создать удобную для себя пользовательскую панель можно выполнив следующие действия: Настройка?Настройка системы?Экран?Панели команд?№ панели?выбрать необходимые команды и сформировать набор?Ok.
• Панель специального управления (Рис. 9) появляется на экране только после вызова какой-либо команды и расположена под текущей инструментальной панелью. Расположенные на ней кнопки позволяют контролировать процесс выполнения данной команды (ввод объекта, прерывание команды и т. д.). Более подробно об этой панели будет сказано при изучении конкретных команд.

4. Графические примитивы и работа с ними.
Примечание! Перед использованием примитивов важно знать, что каждый из них может быть построен линиями определенных типа, толщины, цвета и расположен на определенном слое чертежа. После загрузки системы для всех примитивов автоматически устанавливается нулевой слой, на котором линии будут иметь по умолчанию определенный цвет, основной тип и определенную толщину.
4.1. Точка.
Использование команды позволяет нарисовать одну или несколько точек, которые могут:
— быть опорными точками каркаса объекта;
— использоваться, как базовые (для выполнения вспомогательных операций).
После выбора команды Точка в строке параметров объекта появятся поля для ввода параметров точки — координат X и Y — и стиля отображения. При перемещении курсора по полю чертежа в полях координат высвечиваются текущие координаты курсора (внизу экрана, справа). Поместите точку в нужное место можно двумя способами: указав курсор в нужное место на чертеже и зафиксировав его (левой кнопкой мыши). Либо задав ее координаты, для чего надо переместить курсор в строку параметров объекта и, указав курсором-стрелкой на поле координаты X, щелкнуть два раза левой кнопкой мыши. Цвет поля координаты X станет синим. Затем надо набрать на цифровой клавиатуре нужное значение координаты X и нажать Enter. He выводя курсор на поле чертежа, наведите его на поле координаты Y (либо нажмите Tab) и повторите описанные действия. После нажатия Enter на чертеже появится изображение точки с заданными координатами.
Для изменения текущего стиля (вида представления) точек щелкните левой кнопкой мыши на поле стиля в строке параметров объекта. На экран будет выведено диалоговое окно Выбора символа точки (Рис. 10). Выберите в текстовом поле из списка нужный символ (в окне просмотра появится точка соответствующего начертания) и нажмите на кнопку Оk. Выбранный символ станет текущим.
Точки могут быть использованы в других командах, а именно:
— при необходимости разбить длину отрезка на n-равных участков;
— для определения точек пересечения указанных геометрических объектов.
Рис. 10 Выбор способа отображения точки на экране
В первом случае используется команда Равномерно по объекту. Для ее вызова нажмите кнопку и в соответствующее поле строки параметров объекта введите значение n — количество участков, на которое следует разбить отрезок. Затем укажите курсором кривую (прямую), на которой нужно равномерно проставить точки. Кривая, на которую в данный момент указывает курсор, меняет цвет. Подтвердите выбор нажатием левой клавиши мыши, и линия будет разбита точками на равномерные участки. Если кривая замкнута, то дополнительно потребуется указать точку, от которой требуется начать расстановку точек.
Примечание! Если расставляемые точки нужны вам только для привязок к ним, то целесообразно использовать Вспомогательные точки Они могут быть удалены одной командой даже без их выделения, когда в них отпадет необходимость
Во втором случае применяется команда Точки пересечения двух кривых. Для вызова команды нажмите кнопку , после чего укажите первый геометрический объект для поиска пересечений, а затем последовательно указывайте объекты, которые пересекаются с первым. Система будет автоматически определять места пересечений и устанавливать в них точки выбранного стиля. Для нахождения точек пересечения указанной кривой с другими линиями служит команда Все точки пересечения кривой. Для ее вызова нажмите кнопку и укажите геометрический объект для поиска пересечений. Данный объект меняет цвет, и если выбор правильный — подтвердите его, щелкнув левой клавишей мыши. Система автоматически определит места пересечений и поставит в них точки. Если нужно создать точки на определенной кривой, находящиеся на заданном от точки (на этой кривой) расстоянии (расстояние измеряется вдоль этой же кривой), то применяется команда Точка на заданном расстоянии. Вызов с помощью кнопки Дальнейшие шаги таковы. Задайте количество точек, которые требуется создать, в соответствующем поле Строки параметров объектов. Укажите расстояние вдоль кривой, которое должно разделять базовую точку и первую из создаваемых точек. Если создается несколько точек, то каждая из них будет располагаться на указанном расстоянии от предыдущей. Укажите кривую, на которой нужно проставить точку (точки). Затем укажите точку на этой кривой, от которой измеряется расстояние (базовую точку) или введите ее координаты в соответствующее поле Строки параметров объектов. Если указанная точка не принадлежит выбранной кривой, то за базовую точку принимается ее проекция на кривую.
После этого при перемещении курсора в разные стороны от точки на экране появляются фантомы точек, которые могут быть построены. Выберите направление простановки точек, щелкнув курсором с той стороны от базовой точки, с которой требуется создать точку (точки). И завершить простановку точек на кривой, нажав клавишу <Esc>.
4.2. Вспомогательные прямые.
Они применяются для предварительных и вспомогательных построений, облегчающих выполнение чертежа детали. Являются линиями бесконечной длины. После того, как надобность в них отпадет, они удаляются одной командой все сразу (Удалить? Вспомогательные кривые и точки). Если надо, то каждую можно удалить отдельно, предварительно выделив курсором и нажав кнопку Del.
Существует несколько видов вспомогательных линий:
• Вспомогательная прямая, произвольно ориентированная на чертеже. Для вызова команды служит кнопка .
Один из способов провести такую прямую — указать положение первой и второй характерных точек прямой с помощью курсора (возможно, с использованием привязок). Однако можно ввести соответствующие параметры и непосредственно в строку параметров (см. внизу экрана)
Значение каждого параметра отображается в отдельном поле, где: р1 — координаты начальной (первой) точки, р2 — координаты конечной точки, an — угол наклона прямой относительно положительного направления оси X текущей системы координат.
Примечание! Слева от названия параметра в информационной панели находится небольшая кнопка. Если в ней изображена «галочка», это означает, что система ждет ввода данного параметра. Если «крест» — то значение установлено. Если кнопка пустая, то параметр является вспомогательным.
Для того чтобы провести несколько вспомогательных прямых с одним параметром (пучок прямых через одну точку или ряд параллельных прямых под одним углом), нужно после фиксации параметра нажать кнопку Запомнить состояние на панели специального управления .
При выборе любой команды построения вспомогательных прямых в строке параметров объекта появляется кнопка-переключатель Точки пересечения. При нажатии на эту кнопку ее вид меняется:
— Проставлять точки пересечений
— Не проставлять точки пересечений
Если включить режим расстановки точек пересечения, то при проведении любой вспомогательной прямой будут автоматически указаны все точки пересечения этой прямой со всеми линиями.
•Вспомогательная горизонтальная прямая обеспечивает построение вспомогательной прямой, параллельной оси OX текущей системы координат, через указанную точку.
•Вспомогательная вертикальная прямая обеспечивает построение вспомогательной прямой, параллельной оси OY текущей системы координат, через указанную точку.
•Вспомогательная параллельная прямая обеспечивает построение вспомогательной прямой, параллельной предварительно указанной прямой, через назначенную точку. В строке параметров объекта указывается расстояние (dis) между параллельными прямыми, а также с помощью переключателя Одна/две прямые их количество.
•Вспомогательная перпендикулярная прямая обеспечивает построение вспомогательной прямой, проходящей через указанную точку и перпендикуляр-ной предварительно выбранной прямой.
•Вспомогательная касательная прямая через внешнюю точку обеспечивает построение вспомогательной прямой, касательной к предварительно назначенной кривой, через указанную точку вне этой кривой. Если возможно построение нескольких касательных к этой кривой, на экране будут показаны фантомы всех вариантов.
•Вспомогательная касательная через точку кривой обеспечивает построение вспомогательной прямой, касательной к предварительно отмеченной кривой, через указанную точку на самой кривой.
•Вспомогательная прямая, касательная к двум кривым обеспечивает построение вспомогательной прямой, касательной к предварительно указанным двум кривым. Если возможно построение нескольких касательных, на экране будут показаны фантомы всех вариантов. В этом случае, щелкните мышью на кривых (для их выбора).
•Вспомогательная биссектриса обеспечивает построение вспомогательной прямой — биссектрисы угла, образованного предварительно указанными двумя прямыми. Выполняется построение сразу двух биссектрис (для тупого и острого углов).
4.3. Прямой отрезок.
Для вычерчивания отрезка прямой служит команда Ввод отрезка, для вызова которой надо нажать на кнопку на инструментальной панели геометрии
Ввод отрезка ничем не отличается от ввода вспомогательной прямой, только в строке параметров объекта появится дополнительный параметр ln — длина отрезка, так как в отличии от вспомогательной прямой отрезок ограничен двумя точками. Кроме того, в строке параметров объекта появится Поле стиля — прямоугольное окно с изображением текущего стиля изображения отрезка. Для изменения стиля щелкните мышью на Поле стиля, и в появившемся диалоговом окне (см. Рис.11) выберите нужный стиль (тип линии).
Кроме произвольной прямой по двум точкам Рис. 11 Выбор типа линии можно чертить прямые и с другими входными параметрами (ограничениями). Принципы построения и кнопки для вызова соответствующих команд аналогичны уже описанным выше для вспомогательных линий.
4.4. Прямоугольник и правильный многоугольник.
Прямоугольник может быть построен двумя способами. Для вызова соответствующих команд построения используются кнопки:
— Прямоугольник по диагональным точкам
— Прямоугольник по центру и углу
Параметры прямоугольника можно задать также его высотой и шириной в полях строки параметров объекта.
Для построения многоугольника применяется команда Многоугольник, что вызывается кнопкой на инструментальной панели геометрии.
В строке параметров объекта необходимо назначить число сторон будущего многоугольника. После чего указать курсором центр многоугольника и точку на описанной (вписанной) окружности, определяющей его размер. Способ построения многоугольника (по вписанной или описанной окружности) выбирается с помощью кнопки-переключателя, расположенной левее поля Стиль линии в строке параметров объекта. Так же, как окружность и эллипс, многоугольник может рисоваться с осями и без. Наличие или отсутствие осей определяет кнопка-переключатель, расположенная справа от поля Стиль линии.
При построении многоугольника можно задать координаты центра, радиус окружности, координаты точки на этой окружности, а также угол наклона многоугольника в соответствующих полях строки параметров объекта.
Примечание! Построенный многоугольник — это единый объект, а не набор отдельных отрезков. Он будет выделяться, редактироваться и удаляться как одно целое. Таким же свойством обладают контур и ломаная.
4.5. Окружность.
Вычерчивание окружности идет с помощью команды Окружность, для вызова которой служит кнопка
Эта команда позволяет начертить окружность по двум точкам. Сначала запрашивается координата центра окружности, которую можно указать курсором (с использованием привязок), после чего на экране возникает фантом окружности. Затем надо указать курсором точку на окружности. Значения координат центра, точки на окружности и радиус можно задавать в полях строки параметров объекта. Там же можно указать наличие или отсутствие осей на вычерчиваемой окружности с помощью переключателя Отрисовка осей .
Примечание! Если надо построить несколько окружностей одинакового радиуса, то введите нужное значение радиуса в поле строки параметров объектов и зафиксируйте его (нажатием клавиши Enter), а затем нажмите на кнопку Запомнить состояние. После этого вычерчивайте нужное количество окружностей, указывая только координаты их центров.
Для изменения стиля отрисовки окружностей выбирают новый тип линии в Поле стиля.
Существуют и другие способы построения окружности с помощью кнопок:
— Окружность по трем точкам
— Окружность с центром на элементе
— Окружность, касательная к кривой
— Окружность, касательная к двум кривым
— Окружность, касательная к трем кривым
— Окружность по двум точкам
4.6. Дуга.
Для вычерчивания дуги также существует несколько команд. Они позволяют построить дуги окружности с различными входными параметрами. Так, например, для построения дуги по центру и двум точкам служат одноименная команда и соответствующая ей кнопка на инструментальной панели геометрии .
Введите центральную точку дуги (курсором или в строке параметров объекта). Затем задайте положение начальной и конечной точек. Радиус дуги определяется начальной точкой. Для изменения направления построения дуги (по часовой стрелке от начальной точки или против) служит переключатель Направление в строке параметров объекта. Для изменения стиля дуги выберите нужный тип линии в диалоговом окне Поля стиля.
Кроме этого, есть и другие способы построения дуги, осуществляемые кнопками с соответствующими названиями:
— Дуга по трем точкам
— Дуга, касательная к кривой
— Дуга по двум точкам
— Дуга по двум точкам и углу раствора

4.7. Эллипс.
Для вычерчивания эллипса существует несколько команд. Для построения эллипса по центру и полуосям служат одноименные команда и соответствующая ей кнопка на инструментальной панели геометрии. Далее следует ввести точку центра эллипса (курсором или координатами в строке параметров объекта). Затем задать две точки, определяющие положение полуосей эллипса. В строке параметров объекта вы можете задать размеры и угол наклона полуосей, а также (как при вычерчивании окружности) наличие или отсутствие осей на вычерчиваемом эллипсе с помощью переключателя Отрисовка осей. Для изменения типа линии прорисовки эллипсов используется Поле стиля.
Кроме этого приема эллипс можно построить и с другими входными параметрами. Для этого задействуются кнопки:
— Эллипс по диагонали габаритного прямоугольника
— Эллипс по центру и углу габаритного прямоугольника
— Эллипс по центру, середине стороны и углу описанного параллелограмма
— Эллипс по трем углам описанного параллелограмма
— Эллипс по центру и трем точкам
— Эллипс, касательный к двум кривым
4.8. Лекальные кривые.
При выполнении чертежа зачастую требуется проводить лекальные кривые (например, линии пересечения поверхностей) или нерегулярные кривые (например, линии обрыва). Чтобы их построить, используют NURBS-кривую (нерегулярный рациональный В-сплайн), кривую Безье или ломаную линию. Для вызова команд, обеспечивающих вычерчивание этих кривых, служат соответствующие кнопки на инструментальной панели геометрии:
— Ввод NURBS-кривой
— Ввод кривой Безье
— Ввод ломаной
Для построения NURBS-кривой последовательно указывайте курсором опорные точки кривой. В строке параметров можно задавать характеристику кривой — вес опорной точки и порядок кривой, а также с помощью кнопки переключателя Разомкнутый/Замкнутый указать, совпадает ли последняя точка кривой с первой или нет. Для фиксации NURBS-кривой подтвердить действия кнопкой Создать объект.
Для построения кривой Безье последовательно указывайте курсором точки, через которые она должна пройти. Совпадение последней точки с первой выполняется с помощью кнопки Разомкнутый/Замкнутый. Для фиксации кривой Безье нажать кнопку Создать объект.
Команда Ввод ломаной позволяет построить ломаную линию, состоящую из отрезков прямых. Построенная линия — единый объект чертежа. Для построения ломаной надо указать вершины углов ломаной. Совпадение последней точки с первой выполняется с помощью кнопки Разомкнутый/Замкнутый. Для фиксации кривой Безье нажать кнопку Создать объект.
4.9. Непрерывный ввод объектов.
В том случае, если вычерчивается (обводится) контур детали, предварительно построенный с помощью вспомогательных линий, и особенно если он состоит из элементов разного типа, то удобно воспользоваться командой Непрерывный ввод что позволяет вычертить непрерывную последовательность отрезков, дуг и сплайнов. При ее использовании конечная точка введенного объекта автоматически становится начальной точкой следующего объекта.
После вызова команды в строке параметров объекта, правее поля Стиля линии, отображаются пять кнопок (см. Рис. 12). Три правых Рис.12 Типы кнопки виды построения аналогичны кнопкам инструментальной панели и способы геометрии для работы с объектами типа отрезок, дуга, лекальные кривые соединения сегментов.
При переключении на другой тип объекта изменяются и поля в строке параметров объекта.
5. Использование привязок.
•П р и в я з к и – способ выполнения построений или других проектных операций на чертеже при котором осуществляется точное позиционирование курсора к характерным точкам объекта (объектов). При этом могут использоваться: определенные точки построений (точки пересечений, граничные точки, центры и пр.), непосредственно точки объектов или точки вспомогательных элементов (по нормали, по направлениям осей координат и пр.).
Некоторые привязки действуют постоянно в течение сеанса работы, т.е. по умолчанию. Это глобальные привязки. Другие действуют только в период выполнения определенных команд – локальные привязки.
Примечание! Все варианты привязок объединены в меню, которое можно вызвать при создании, редактировании или выделении объектов по нажатию правой кнопки мыши. Привязку можно также выполнять с помощью клавиатуры. В зависимости от выбранного варианта привязки изменяется внешний вид курсора. Форма и размер курсора могут быть настроены пользователем в соответствующем диалоге.
5.1. Локальные привязки
Меню локальных привязок выводится на экран при нажатии правой клавиши мыши во время выполнения любой команды создания, редактирования или выделения объекта. Если во время действия команды вызвать контекстное меню (правой клавишей мыши), в котором выбрать строку Привязка, то на экране появится список команд (Рис. 13). Из этого списка щелчком выбирается имя соответствующей привязки.
Локальная привязка будет действовать для выбора только одной точки. Для привязки к Рис. 13 Вызов меню локальных привязок другой точке операцию необходимо повторить.
Назначение привязок:
• Ближайшая точка — позволяет выполнить привязку к ближайшей характерной точке объекта (например, к концу отрезка, центру окружности и т. д.);
• Пересечение — выполняет привязку к точке пересечения объектов;
• Середина — производит привязку к середине объекта;
• Центр — выполняет привязку к центру окружности, дуги, эллипса;
• По сетке — позволяет осуществить привязку к любой точке вспомогательной сетки (сетка при этом может быть и выключенной);
• Угловая привязка — при выборе данного способа привязки курсор будет перемещаться относительно последней зафиксированной точки под углами, кратными указанному при настройке глобальных привязок значению;
• Выравнивание — при выборе данного способа привязки будет выполняться выравнивание вводимой точки по вертикали или по горизонтали относительно других характерных точек, а также относительно последней зафиксированной точки;
• Точка на кривой — осуществляет привязку к любой точке, находящейся на кривой (прямой), попавшей в ловушку курсора (точка фиксируется на кривой в любом месте, указанном пользователем);
• По Y на кривую — выполняет привязку к ближайшей точке, указанного объекта в положительном направлении оси OY текущей системы координат;
• Против Y на кривую — выполняет привязку к ближайшей точке указанного объекта в направлении, противоположном положительному направлению оси OY текущей системы координат;
• По X на кривую — выполняет привязку к ближайшей точке указанного объекта в положительном направлении оси OX текущей системы координат;
• Против X на кривую — выполняет привязку к ближайшей точке указанного объекта в направлении, противоположном положительному направлению оси X текущей системы координат.
5.2. Глобальные привязки.
Как уже известно, локальная привязка действует только для выбора одной точки. Это неудобно в том случае, если требуется выполнить несколько одинаковых привязок подряд. В этом случае используется глобальная привязка, которая действует всегда (по умолчанию) при выборе точки привязки. Например, если выбран вариант глобальной привязки по пересечению, то при вводе каждой точки система автоматически будет выполнять поиск ближайшей точки пересечения в пределах квадрата курсора. Для установки действующих глобальных привязок служит кнопка Привязки в строке текущего состояния.
После нажатия этой кнопки появляется диалоговое окно установки глобальных привязок (Рис. 14), в котором, кроме собственно привязок, устанавливаются особенности их вывода.
Глобальные привязки содержат еще одну привязку, отсутствующую в локальных, — Нормаль. Нормаль обеспечивает привязку к точке пересечения перпендикуляра, опущенного из последней зафиксированной точки на указанный курсором объект.
Если в диалоге настройки привязок включен параметр:
• Динамически отслеживать, то на экране отображается фантом, соответствующий этой точке;
• Отображать текст, то на экране отображается текст с именем действующей в данный момент привязки;
• С учетом фоновых слоев, то будет выполняться привязка и к объектам, находящимся в фоновых слоях.
В поле Шаг угловой привязки вводится значение, кратно которому будет изменяться угол глобальной и локальной угловых привязок.
Одновременно может быть включено несколько глобальных привязок, и если в текущем положении курсора возможно выполнение одновременно
Рис. 14 Диалоговое окно установки нескольких привязок, то «срабатывает» наиболее
глобальных привязок приоритетная из них.
Порядок приоритета совпадает с порядком их перечисления в диалоговом окне.
Примечание! Локальная привязка является более приоритетной, чем глобальная, то есть при вызове локальной привязки подавляются все глобальные на время ее действия (до ввода точки или отказа).
Иногда бывает необходимо временно прервать действие глобальных привязок, например для задания точки, находящейся на расстоянии, меньшем размера ловушки (квадрата) курсора, но не относящейся к действующей глобальной привязке. Для отключения (включения) глобальных привязок служит кнопка. Запретить привязки в строке текущего состояния .

6. Геометрические операции.
6.1. Отмена и повтор действий
Для отмены ошибочно выполненной команды (одной или нескольких) применяется команда Отменить, обозначаемая кнопкой
Она служит для восстановления того состояния чертежа, которое было до выполнения последней команды. Для отмены нескольких последних команд необходимо нажать на кнопку Отменить соответствующее число раз.
Для восстановления отмененного состояния предназначена команда Повторить, задаваемая на панели управления кнопкой
Примечание! Количество шагов отката, установленное в системе по умолчанию можно изменить выполнив следующие действия: Настройка?Настройка системы?Графический редактор?Редактирование?Кол-во шагов назад?Ok.
6.2. Удаление (стирание) с экрана элементов чертежа
Для выбора одного объекта, как уже известно, достаточно щелкнуть на нем мышью. Для выбора нескольких объектов можно указывать на них последовательно мышью, удерживая при этом клавишу Shift. Объекты также можно выбирать и при помощи рамки. Для удаления выделенного объекта достаточно нажать клавишу Delete на клавиатуре.
6.3. Создание/удаление фаски.
Для построения фаски (сопряжения двух пересекающихся прямых отрезком третьей прямой) служит команда Фаска, а для ее вызова — кнопка .
Существуют два варианта задания фаски: в первом случае — по длине одной стороны фаски и углу, во втором случае — по длинам фаски на первом и втором элементах. Для выбора способа задания фаски служит левый переключатель в строке параметров объекта. В соответствии с его положением изменяются и названия полей в строке параметров объекта. На Рис. 15 показана строка параметров объекта при задании фаски по длине фаски на первом указанном элементе и углу между первым элементом и самой фаской. На Рис. 16 отображена строка параметров объекта при задании фаски по длинам на каждом элементе. Сначала вводятся длины, а потом указываются сами элементы.

Рис. 15 Параметры при задании фаски Рис. 16 Параметры при задании фаски
по длине стороны и углу по длинам катетов
В строке параметров объекта отображаются также две кнопки-переключателя, с помощью которых можно управлять видом фаски после построения. Эти кнопки определяют, нужно или нет выполнять стирание (усечение) остающихся после построения фаски частей первого и второго элементов. На Рис. 15 переключатели установлены на стирание (усечение) остающихся частей первого и второго элементов, а на рис. 3.46 — в положение, когда первый и второй элементы после построения фаски не изменяются.
В том случае, когда необходимо нанести фаски на углах объекта, не состоящего из отдельных отрезков, а объединенного в единое целое (к объектам такого типа относятся ломаная, а также контур и многоугольник), используется команда Фаска на углах объекта. Кнопка для ее вызова —
В строке параметров объекта кроме известных уже полей для задания параметров фаски появится кнопка-переключатель, изменяющая режим построения. В одном ее положении фаска строится на одном указанном угле , а в другом — на всех углах контура одновременно .
6.4. Скругление.
Для сопряжения двух пересекающихся геометрических примитивов дугой окружности требуемого радиуса служит команда Скругление, а для ее вызова — кнопка на инструментальной панели геометрии.
Нажав кнопку, введите значение радиуса скругления в соответствующее поле в строке параметров объекта и укажите курсором два элемента, между которыми нужно построить скругление. Так же, как и при построении фаски, в строке параметров объекта располагаются кнопки-переключатели, с помощью которых можно управлять видом скругления после построения (усекать или нет остающиеся части первого и второго элементов).
Для построения скругления дугами окружности на углах объектов типа контур, ломаная или многоугольник служит команда Скругление на углах объекта . Работа с ней полностью аналогична работе с уже известной командой Фаска на углах объекта.
6.5. Использование геометрического калькулятора.
При вводе значений в строку параметров можно указывать не отдельную цифру, а целое математическое выражение (с применением соответствующих правил – знаков приоритета, скобок, функций и пр.). В этом случае применяется геометрический калькулятор, который вычислит выражение и полученный результат применит в качестве параметра.
Другое применение калькулятора заключается в определении величины параметра создаваемого объекта по чертежу другого объекта (используя характерные точки, режимы, привязки).
Например, надо построить вычерчивания эквидистанты с центральным углом, равным тому же углу уже построенной дуги. Для того чтобы построить эквидистанту, следует вызвать команду построения дуги, например, По центру и двум точкам. Вызвать правой кнопкой контекстное меню: Привязка?Центр, указать на дугу-прототип и провести окружность необходимого радиуса. В строке параметров объекта щелкните правой кнопкой мыши в поле Начальный угол дуги и в появившемся контекстном меню выберите команду Наклон нормали. После этого наведите прицел мыши на начальную точку дуги-прототипа (дуга изменит цвет) и щелкните левой кнопкой мыши. То же самое надо проделать с конечной точкой дуги. Эквидистанта будет построена.
Смысл каждой команды геометрического калькулятора детально раскрыт в справочной системе: ??По ключевым словам?Геометрический калькулятор?Вывести. Дальнейший выбор производится, исходя из конкретных соображений.
6.6. Штриховка.
Выполняется, когда вызвана соответсвующая команда Штриховка, указана граница (замкнутый контур) и введены параметры штриховки. Границу штриховки система определяет автоматически по указанной точке внутри штрихуемой области. Такой режим является режимом по умолчанию, однако можно задавать границу штриховки и вручную. Автоматический способ задания границ применяется, когда уже существует замкнутая граница из созданных ранее элементов, ограничивающая штрихуемую область.
Для вызова команды Штриховка следует нажать на кнопку инструментальной панели геометрии. Затем в строке параметров объекта (Рис. 17) следует задать шаг штриховки в поле Шаг штриховки (поле st) и угол ее наклона в поле Угол наклона штриховки (поле an).

Рис. 17. Строка параметров объекта при вводе штриховки
В поле р0 задаются координаты точки, через которую проходит одна из линий штриховки (по умолчанию (0.0; 0.0)). Если ввести в это поле другое значение, то произойдет некоторый сдвиг штриховки.
Кнопка Выбор цвета вызывает одноименное диалоговое окно, в котором можно сменить цвет штриховки (или заливки), а после щелчка на поле Текущий стиль появляется соответствующее диалоговое окно, в котором можно выбрать нужный стиль штриховки вплоть до сплошной заливки всей области.
После введения необходимых значений параметров и установки стиля и цвета штриховки нужно указать курсором точку внутри штрихуемой области и щелкнуть левой клавишей мыши. Система автоматически определит ближайшую возможную границу, внутри которой указана точка, и создаст фантомное изображение рисуемой штриховки. После этого следует зафиксировать штриховку, нажав кнопку Создать объект, если все параметры устраивают.
В том случае, если предложенная системой граница штриховки не удовлетворяет требованиям, ее можно задать вручную с помощью кнопок на панели специального управления.
Для перехода на ручное указание контура следует нажать на кнопку Ручное рисование границ . Нажав эту кнопку, последовательно вводите точки контура.

Примечание! Во время выполнения операции должны быть включены Глобальные привязки (как правило, это Точка пересечения и Точка на кривой), которые ограничивает будущую область штриховки. При этом замыкание области осуществляется автоматически.
После того как граница нарисована, нажмите кнопку Создать объект на панели специального управления. Убедитесь в правильности других параметров штриховки, если необходимо, отредактируйте их. Зафиксируйте свой выбор повторным нажатием кнопки Создать объект.
Существуют и другие варианты ручного задания очертания границы области штриховки. Например, нажав кнопку Обход границы по стрелке , можно задать границу, последовательно обходя пересекающиеся между собой геометрические элементы. Делают так. Укажите курсором точку вблизи геометрического элемента, с которого вы собираетесь начать обход контура границы. На экране появится фантомное изображение первого участка контура (поверх исходного элемента) и стрелка, указывающая предложенное системой направление дальнейшего обхода контура. Для перебора возможных направлений дальнейшего движения нажимайте клавишу Пробел. Для подтверждения выбора направления нажмите клавишу Enter, после чего система переместит стрелку в следующий узел пересечения, и так до замыкания контура. В случае неправильного выбора можно вернуться на шаг назад, используя комбинацию клавиш Shift+ Enter.
Во время действия команды Обход границы по стрелке на панели специального управления появляются несколько кнопок, с помощью которых также можно осуществлять выбор направления обхода и переход к следующему узлу:

— Повторный выбор контура

— Следующее направление

— Предыдущее направление

— Шаг вперед (на сегмент)

— Шаг назад (на сегмент)

Практическое задание.

1. Ознакомиться и изучить средства редактора КОМПАС-График по работе с графическими примитивами и выполнением специальных операций.
2. Выполнить задание по выданному образцу.

Загрузка...