Каждый графический примитив может быть отрисован линиями определенных типа, толщины, цвета и расположен на определенном слое чертежа.
После загрузки системы для всех примитивов автоматически устанавливается нулевой слой, на котором линии будут иметь по умолчанию определенный цвет, основной тип и определенную толщину.
Команда Ввод точки
Для рисования точки служит команда Точка, которая позволяет нарисовать одну или несколько точек.
Нажмите кнопку Точка на инструментальной панели геометрии. В строке ЦШ| параметров объекта появятся поля для ввода параметров точки — координат X и Y — и стиля отрисовки точки (рис. 3.35). При перемещении курсора по полю чертежа в полях координат отображаются текущие координаты курсора. Поместите курсор в нужное место на чертеже и зафиксируйте точку (щелкните левой кнопкой мыши). Можно также начертить точку, задав ее координаты. Для этого переместите курсор в строку параметров объекта и, указав курсором-стрелкой на поле координаты X, щелкните два раза левой кнопкой мыши. Цвет поля координаты X станет синим. Наберите на цифровой клавиатуре нужное значение координаты X и нажмите клавишу Enter. He выводя курсор на поле чертежа, наведите его на поле координаты У и повторите описанные действия. После нажатия клавиши Enter на чертеже появится изображение точки.
Рис. 3.35. Строка параметров объекта при вводе точки
Для изменения текущего стиля отрисовки точек щелкните левой кнопкой мыши на поле стиля в строке параметров объекта. На экран будет выведен диалоговое окно Выбора символа точки (рис. 3.36). Выберите в текстовом поле из списка нужный символ (в окне просмотра появится точка соответствующего начертания) и нажмите на кнопку ОК. Выбранный символ станет текущим.
При необходимости разбить отрезок на несколько равных участков точками N,3 используйте команду Равномерно по объекту. Для ее вызова нажмите одно- *………-
ITMPHHVTO кнопкуРис. 3.36. Диалоговое окно выбора символа точки
В соответствующее поле строки параметров объекта введите значение п — количество участков, на которое следует разбить отрезок Затем укажите курсором кривую (прямую), на которой нужно равномерно проставить точки. Кривая, на которую в данный момент указывает курсор, меняет цвет. Подтвердите выбор нажатием левой клавиши мыши, и линия будет разбита точками на равномерные участки. Если кривая замкнута, то дополнительно потребуется указать точку, от которой требуется начать расстановку точек.
СОВЕТ —————————————————————————————————————————————— Если расставляемые точки нужны вам только для привязок к ним, то целесообразно использовать Вспомогательные точки Они могут быть удалены одной командой даже без их выделения, когда в них отпадет необходимость
Для определения точек пересечения указанных геометрических объектов _/j служит команда Точки пересечения двух кривых. Для вызова команды нажми- JLJ те одноименную кнопку.
Укажите первый геометрический объект для поиска пересечений, а затем последовательно указывайте объекты, которые пересекаются с первым Система будет автоматически определять места пересечений и устанавливать в них точки выбранного стиля.
Для нахождения точек пересечения указанной кривой с другими линиями слу- ^А жит команда Все точки пересечения кривой. Для ее вызова нажмите кнопку Jr:j
Укажите геометрический объект для поиска пересечений. Указанный объект меняет цвет, и если выбор правильный — подтвердите его, щелкнув левой клавишей мыши. Система автоматически определит места пересечений и поставит в них точки.
Команда Ввод вспомогательной прямой
Вспомогательные прямые в КОМПАС-ГРАФИК являются аналогом тонких линий, которые конструктор использует при работе на кульмане. Они применяются для предварительных и вспомогательных построений, облегчающих выполнение чертежа детали. Вспомогательные прямые не имеют конечной длины. После тогокак надобность в них отпадет, они удаляются одной командой все сразу (меню Удалить * Вспомогательные кривые и точки). В КОМПАС-ГРАФИК существует несколько способов проведения вспомогательных линий. Все особенности построения вспомогательных прямых здесь рассмотрены на примере использования только одного способа.
Вспомогательная прямая, произвольно ориентированная на чертеже, вычер- -J чивается одноименной командой. Для вызова команды служит кнопка. .., J
Один из способов провести такую прямую — указать положение первой и второй характерных точек прямой с помощью курсора (возможно, с использованием привязок). Однако можно ввести соответствующие параметры и непосредственно в строку параметров (рис. 3.37).
Рис. 3.37. Строка параметров объекта при вводе вспомогательной прямой
Значение каждого параметра отображается в отдельном поле, слева от которого написано краткое название параметра: р1 — координаты начальной (первой) точки, р2 — координаты конечной точки, an — угол наклона прямой относительно положительного направления оси X текущей системы координат. Слева от названия параметра находится небольшая кнопка. Если в ней изображена «галочка», это означает, что система ждет ввода данного параметра. Действительно, если вы сразу после запуска команды построения вспомогательной прямой начнете перемещать курсор, то в поле р1 будут отображаться его текущие координаты — система ждет ввода первой точки. После того как значение введено и параметр зафиксирован, на кнопке появляется изображение перекрестья. Если кнопка пустая, то параметр является вспомогательным (в случае ввода вспомогательной прямой — это значение угла), при этом он также доступен для ввода.
Для того чтобы провести несколько вспомогательных прямых с одним параметром (пучок прямых через одну точку или ряд параллельных прямых под одним углом), нужно после фиксации параметра нажать кнопку Запомнить состо- .|Ж| яние на панели специального управления. BSI
При выборе любой команды построения вспомогательных прямых в строке параметров объекта появляется кнопка-переключатель Точки пересечения. При нажатии на эту кнопку ее вид меняется:
— кнопка Проставлять точки пересечений,
— кнопка НЕ проставлять точки пересечений.
Если включить режим расстановки точек пересечения, то при проведении любой вспомогательной прямой будут автоматически указаны все точки пересечения этой прямой со всеми линиями.Кроме вспомогательной прямой по двум точкам можно чертить вспомогательные прямые с другими входными параметрами. Принципы построения аналогичны уже описанным. Для вызова команд, обеспечивающих построение этих прямых, служат кнопки с соответствующими названиями.
Кнопка Горизонтальная прямая обеспечивает построение вспомогательной j прямой, параллельной оси Л’текущей системы координат, через указанную ^.-А\ точку.
Кнопка Вертикальная прямая обеспечивает построение вспомогательной пря- I j мой, параллельной оси Y текущей системы координат, через указанную точку. —LJ
Кнопка Параллельная прямая обеспечивает построение вспомогательной пря- / j мой, параллельной предварительно указанной прямой, через назначенную •L^J точку. В строке параметров объекта указывается расстояние (dis) между параллельными прямыми, а также с помощью переключателя Одна/две прямые их количество.
Кнопка Перпендикулярная прямая обеспечивает построение вспомогатель- , | | ной прямой, проходящей через указанную точку и перпендикулярной пред- .УИ варительно выбранной прямой.
Кнопка Касательная прямая из внешней точки обеспечивает построение вспо- %:,яА
У^Х Л
могательной прямой, касательной к предварительно назначенной кривой, 1011 через указанную точку вне этой кривой. Если возможно построение нескольких касательных к этой кривой, на экране будут показаны фантомы всех вариантов. Щелкните мышью на нужных прямых для их выбора.
Кнопка Касательная через точку кривой обеспечивает построение вспомога- /I тельной прямой, касательной к предварительно отмеченной кривой, через ХЬ..,| указанную точку на самой кривой.
Кнопка Прямая, касательная к двум кривым обеспечивает построение вспо- xl могательной прямой, касательной к предварительно указанным двум кривым. ZL….I Если возможно построение нескольких касательных, на экране будут показаны фантомы всех вариантов. Щелкните мышью на нужных прямых для их выбора. Кнопка Биссектриса обеспечивает построение вспомогательной прямой — ,; / j биссектрисы угла, образованного предварительно указанными двумя пря- jjgj мыми. Выполняется построение сразу двух биссектрис (для тупого и острого углов). Ненужную биссектрису придется удалить самостоятельно.
Команда Ввод отрезка
Для вычерчивания отрезка прямой служит команда Ввод отрезка, для -J^& вызова которой надо нажать на кнопку Ввод отрезка на инструментальной ……….Л
панели геометрии.
Ввод отрезка ничем не отличается от ввода вспомогательной прямой, только в строке параметров объекта появится дополнительный параметр In — длина (рис. 3.7) отрезка, так как в отличии от вспомогательной прямой отрезок ограничен двумя точками. Кроме того, в строке параметров объекта появится Поле стиля — прямоугольное окно с изображением текущего стиля изображения отрезка.Для изменения стиля щелкните мышью на Поле стиля, и в появившемся диалоговом окне (рис. 3.38) выберите нужный стиль. . ‘••• <.»
Рис. 3.38. Диалоговое окно выбора стиля линии
Кроме произвольной прямой по двум точкам можно чертить прямые и с другими входными параметрами (ограничениями). Принципы построения и кнопки для вызова соответствующих команд аналогичны уже описанным выше для вспомогательных линий.
Команды Ввод многоугольника и прямоугольника
Для построения правильного многоугольника служит команда Многоугольник, .^ I а для ее вызова 3 одноименная кнопка на инструментальной панели геометри и S^ai
В строке параметров объекта необходимо назначить число сторон будущего многоугольника. После чего указать курсором центр многоугольника и точку на описанной (вписанной) окружности, определяющей его размер. Способ построения многоугольника (по вписанной или описанной окружности) выбирается с помощью кнопки-переключателя, расположенной левее поля Стиль линии в строке параметров объекта. Так же, как окружность и эллипс, многоугольник может рисоваться с осями и без. Наличие или отсутствие осей определяет кнопка-переключатель, расположенная справа от поля Стиль линии.
При построении многоугольника можно задать координаты центра, радиус окружности, координаты точки на этой окружности, а также угол наклона многоугольника в соответствующих полях строки параметров объекта.
ПРИМЕЧАНИЕ ————————————————————————————————————————— Построенный многоугольник — это единый объект, а не набор отдельных отрезков. Он будет выделяться, редактироваться и удаляться как одно целое. Таким же свойством обладают контур и ломаная.Кроме построения правильного многоугольника в этой же группе команд (расширенная панель команд) присутствуют команды для построения прямоугольника. Прямоугольник может быть построен двумя способами — по любой диагонали либо по центру и углу. Для вызова команд построения прямоугольника используются кнопки:
JZJJ — кнопка Прямоугольник по диагональным точкам,
I ° || — кнопка Прямоугольник по центру и углу.
Параметры прямоугольника можно задать также его высотой и шириной в полях строки параметров объекта.
Команда Ввод окружности
Для вычерчивания окружности служит команда Окружность, для вызова кото- ЦЯЦ рой нажмите одноименную кнопку на инструментальной панели геометрии. 5&JA
Эта команда позволяет начертить окружность по двум точкам. Сначала запрашивается координата центра окружности, которую можно указать курсором (с использованием привязок), после чего на экране возникает фантом окружности. Затем надо указать курсором точку на окружности. Значения координат центра, точки на окружности и радиус можно задавать в полях строки параметров объекта. Там же можно указать наличие или отсутствие осей на вычерчиваемой окружности с помощью переключателя Отрисовка осей.
ПРИМЕЧАНИЕ ————————————————————————————————————————— Если надо построить несколько окружностей одинакового радиуса, то введите нужное значение радиуса в поле строки параметров объектов и зафиксируйте его (нажатием клавиши Enter), а затем нажмите на кнопку Запомнить состояние. После этого вычерчивайте нужное количество окружностей, указывая только координаты их центров.
Для изменения стиля отрисовки окружностей следует щелкнуть мышью на Поле стиля и в появившемся диалоговом окне (рис. 3.38) выбрать требуемый стиль.
Кроме окружности по координатам центра и точке на окружности, вычерчиваются окружности и с другими входными параметрами. Вызов команд для вычерчивания таких окружностей осуществляется кнопками с соответствующими названиями. Использование строки сообщений и фантома строящейся окружности существенно облегчают построения.
,гч1
^Jf I — кнопка Окружность по трем точкам;
пттг ч-Д
jSffil — кнопка Окружность с центром на элементе;— кнопка Окружность, касательная к кривой;
— кнопка Окружность, касательная к двум кривым; |3й — кнопка Окружность, касательная к трем кривым; ly^y — кнопка Окружность по двум точкам.
Команда Ввод дуги
Для вычерчивания дуги также существует несколько команд. Они позволяют построить дуги окружности с различными входными параметрами. Так, например, для построения дуги по центру и двум точкам служат одноименная команда ,-^1 и соответствующая ей кнопка на инструментальной панели геометрии. Л°^1
Введите центральную точку дуги (курсором или в строке параметров объекта). Затем задайте положение начальной и конечной точек. Радиус дуги определяется начальной точкой. Для изменения направления отрисовки дуги (по часовой стрелке от начальной точки или против) служит переключатель Направление в строке параметров объекта. Для изменения стиля отрисовки окружностей щелкните мышью на Поле стиля и в появившемся диалоговом окне выберите нужный стиль.
Кроме построения дуги по координатам центра и двум точкам, можно вычерчивать дуги и с другими входными параметрами. Вызов команд для их вычерчивания осуществляется кнопками с соответствующими названиями:
РЙ| — кнопка Дуга по трем точкам;
— кнопка Дуга, касательная к кривой;
— кнопка Дуга по двум точкам;
— кнопка Дуга по двум точкам и углу раствора.
Если возможно построение нескольких дуг при одинаковых входных параметрах, то на экране будут показаны фантомы всех вариантов. Вы можете выбрать один или несколько из них, щелкая мышью на нужной дуге.
Команда Ввод эллипса
Для вычерчивания эллипса существует несколько команд. Они позволяют построить эллипсы с различными входными параметрами. Например, для построения эллипса по центру и полуосям служат одноименные команда и соответ- у»»ч| ствующая ей кнопка на инструментальной панели геометрии. Ьша!Введите центральную точку эллипса (курсором или координатами в строке параметров объекта). Затем задайте две точки, определяющие положение полуосей эллипса. В строке параметров объекта вы можете задать размеры и угол наклона полуосей, а также (как при вычерчивании окружности) наличие или отсутствие осей на вычерчиваемом эллипсе с помощью переключателя Отрисовка осей. Для изменения стиля отрисовки эллипсов щелкните мышью на Поле стиля и в появившемся диалоговом окне (рис. 3.38) выберите нужный стиль.
Кроме эллипса по координатам центра и полуосям, можно вычерчивать эллипсы и с другими входными параметрами. Вызов команд для вычерчивания таких эллипсов осуществляется соответствующими кнопками:
|3| — кнопка Эллипс по диагонали габаритного прямоугольника;
лшшМнш!
Ёз| — кнопка Эллипс по центру и углу габаритного прямоугольника;
iSfl — кнопка Эллипс по центру, середине стороны и углу описанного параллелограмма;
Щц — кнопка Эллипс по трем углам описанного параллелограмма; ,533] — кнопка Эллипс по центру и трем точкам; ^Щ — кнопка Эллипс, касательный к двум кривым.
Лекальные кривые
При выполнении чертежа зачастую требуется проводить лекальные кривые (например, линии пересечения поверхностей) или нерегулярные кривые (например, линии обрыва). Чтобы их построить, используют NURBS-кривую (нерегулярный рациональный В-сплайн), кривую Безье или ломаную линию. Для вызова команд, обеспечивающих вычерчивание этих кривых, служат соответствующие кнопки на инструментальной панели геометрии.
на]
f^l — кнопка Ввод NURBS-кривой.
Для построения кривой последовательно указывайте курсором опорные точки кривой. В строке параметров можно задавать характеристику кривой — вес опорной точки и порядок кривой, а также с помощью кнопки переключателя Разомкнутый/Замкнутый указать, совпадает ли последняя точка кривой с первой Или нет.Для фиксации NURBS-кривой нажмите кнопку Создать объект на панели специального управления.
Для построения кривой Безье последовательно указывайте курсором точки, через которые она должна пройти. В строке параметров можно с помощью кнопки переключателя Разомкнутый/Замкнутый указать, совпадает или нет последняя точка кривой с первой
jfV 1 — кнопка Ввод кривой Безье
~……..ж1
Для фиксации кривой Безье также необходимо нажать кнопку Создать объект на панели специального управления
Команда Ввод ломаной позволяет построить ломаную линию, состоящую из отрезков прямых. Построенная линия является единым объектом чертежа. Для построения ломаной последовательно указывайте курсором вершины углов ломаной. В строке параметров также можно указывать с помощью кнопки переключателя Разомкнутый/Замкнутый совпадение последней точки ломаной с первой. После проведения ломаной линии необходимо нажать кнопку Создать объект.
— кнопка Ввод ломаной
<оманда Непрерывный ввод объектов
В том случае, если вычерчивается (обводится) контур детали, предварительно построенный с помощью вспомогательных линий, и особенно если он состоит из элементов разного типа, то удобно воспользоваться командой Непрерывный ввод Она позволяет вычертить непрерывную последовательность отрезков, дуг и сплайнов. При ее использовании конечная точка введенного объекта автоматически становится начальной точкой следующего объекта. Для вызова этой команды Ц|||| служит кнопка Непрерывный ввод на инструментальной панели геометрии. ЖШ
После вызова команды в строке параметров объекта (рис. 3.39), правее Поля стиля линии, отображаются пять кнопок. Три правых кнопки аналогичны кнопкам инструментальной панели геометрии для работы с объектами типа отрезок, дуга, Лекальные кривые.
Рис. 3.39. Строка параметров объекта при Непрерывном вводе объектов
При выборе одной из них происходит переключение на построение объекта нужного типа. Так же, как и на инструментальной панели геометрии, можно перейти к другой команде этого типа. Нажмите кнопку и не отпускайте клавишу мыши — через секунду рядом с курсором появится панель, содержащая остальные кнопки (расширенная панель команд) Не отпуская клавишу мыши, переместите курсорна кнопку вызова нужной команды и отпустите клавишу мыши. При этом выбранная кнопка появится в строке параметров объекта, а соответствующая ей команда будет активизирована. Поля, расположенные левее поля стиля линии, изменяются в зависимости от того, какой тип объекта строится в настоящий момент. При переключении на другой тип объекта изменяются и поля в строке параметров объекта.
В строке параметров объекта присутствуют еще две кнопки: Замкнуть и v-\j r\ ] Новый ввод. -klJ A_J
При нажатии кнопки Замкнуть автоматически вводится точка, совпадающая с первой точкой строящейся последовательности объектов, и построение последовательности завершается. Система ждет новой непрерывной последовательности.
Нажатием кнопки Новый ввод завершается построение последовательности без замыкания контура.
Вычерчивание геометрических фигур
Прежде чем приступить к упражнению по вычерчиванию различных фигур, необходимо несколько подробнее познакомиться с командами удаления и восстановления изображения (об этих командах уже было упомянуто выше), так как без этих команд не обходится ни один процесс построения чертежа.
Простейшие команды редактирования чертежа
Отмена и повтор действий
Для отмены ошибочно выполненной команды (одной или нескольких) ЩШ| имеется кнопка Отменить на панели управления. .«Зт
Она служит для восстановления того состояния чертежа, которое было до выполнения последней команды. Для отмены нескольких последних команд необходимо нажать на кнопку Отменить соответствующее число раз.
Для восстановления отмененного состояния предназначена кнопка Повто- ЯШ| рить на панели управления. &mJjl
Удаление (стирание) с экрана элементов чертежа
Для выбора одного объекта, как уже известно, достаточно щелкнуть на нем мышью. Для выбора нескольких объектов можно указывать на них последовательно мышью, удерживая при этом клавишу Shift. Объекты также можно выбирать и при помощи рамки. Для этого нужно щелкнуть мышью на экране (введение одной точки диагонали рамки), затем протянуть курсор мыши в направлении выбора группы объектов и щелкнуть мышью еще раз (введение другой точки диагонали рамки). При этом выберутся только те объекты, которые полностью вошли в рамку. Для удаления выделенного объекта достаточно нажать клавишу Delete на клавиатуре.Привязки
Во время работы над чертежом постоянно возникает необходимость точно установить курсор в различные характерные точки чертежа, другими словами, привязаться к уже существующим йа чертеже объектам. Без такой привязки невозможно создать точный чертеж, иначе возникнут трудности при деталировании сборочных чертежей и нанесении размеров. КОМПАС-ГРАФИК предоставляет возможность привязок к различным характерным точкам и объектам. Существует два типа привязок — локальная привязка (действующая однократно) и глобальная привязка (действующая постоянно).Локальные привязки
Меню локальных привязок выводится на экран при нажатии правой клавиши мыши во время выполнения любой команды создания, редактирования или выделения объекта. Например, при вводе отрезка в строке сообщений появляется извещение: Укажите начальную точку отрезка или введите ее координаты. Если при этом нажать правую клавишу мыши и в появившемся контекстном меню выбрать строку Привязка, то на экране появится список команд (рис. 3.41). Из этого списка щелчком выбирается имя соответствующей привязки. После этого курсор изменит свой вид. Ловушка курсора наводится на выбранный объект, и как только этот объект окажется в ловушке, произойдет автоматический захват нужной точки, а рядом с ней появится текст, подтверждающий привязку (рис. 3.42).
Локальная привязка будет действовать для выбора только одной точки. Для привязки к другой точке операцию необходимо повторить.
Назначение привязок:
• Ближайшая точка — позволяет выполнить привязку к ближайшей характерной точке объекта (например, к концу отрезка, центру окружности и т. д.);
• Пересечение — выполняет привязку к точке пересечения объектов;• Середина — производит привязку к середине объекта;
• Центр — выполняет привязку к центру окружности, дуги, эллипса;
• По сетке — позволяет осуществить привязку к любой точке вспомогательной
• сетки (сетка при этом может быть и выключенной);
• Угловая привязка — при выборе данного способа привязки курсор будет перемещаться относительно последней зафиксированной точки под углами, кратными указанному при настройке глобальных привязок значению;
• Выравнивание — при выборе данного способа привязки будет выполняться выравнивание вводимой точки по вертикали или по горизонтали относительно других характерных точек, а также относительно последней зафиксированной точки;
• Точка на кривой — осуществляет привязку к любой точке, находящейся на кривой (прямой), попавшей в ловушку курсора (точка фиксируется на кривой в любом месте, указанном пользователем);
• По Y на кривую — выполняет привязку к ближайшей точке, указанного объекта в положительном направлении оси Y текущей системы координат;
• Против Y на кривую — выполняет привязку к ближайшей точке указанного объекта в направлении, противоположном положительному направлению оси Y текущей системы координат;
• По X на кривую — выполняет привязку к ближайшей точке указанного объекта в положительном направлении оси X текущей системы координат; >
•• Против X на кривую — выполняет привязку к ближайшей точке указанного объекта в направлении, противоположном положительному направлению оси X текущей системы координат.
Глобальные привязки
Как уже известно, локальная привязка действует только для выбора одной точки. Это неудобно в том случае, если требуется выполнить несколько одинаковых привязок подряд. В этом случае используется глобальная привязка, которая действует всегда (по умолчанию) при выборе точки привязки. Например, если выбран вариант глобальной привязки к пересечению, то при вводе каждой точки система автоматически будет выполнять поиск ближайшей точки пересечения в пределах ловушки курсора. Для установки действующих глобальных привя- i зок служит кнопка Привязки в строке текущего состояния. -Ь?—_——11
После нажатия этой кнопки появляется диалоговое окно установки глобальных привязок (рис. 3.43), в котором, кроме собственно привязок, устанавливаются особенности их вывода.
Глобальные привязки содержат еще одну привязку, отсутствующую в локальных, — Нормаль. Нормаль обеспечивает привязку к точке пересечения перпендикуляра, опущенного из последней зафиксированной точки на указанный курсором объект.Рис. 3.43. Диалоговое окно установки глобальных привязок
Если в диалоге настройки привязок включен параметр:
• Динамически отслеживать, то на экране отображается фантом, соответствующий этой точке;
• Отображать текст, то на экране отображается текст с именем действующей в данный момент привязки;
• С учетом фоновых слоев, то будет выполняться привязка и к объектам, находящимся в фоновых слоях.
В поле Шаг угловой привязки вводится значение, кратно которому будет изменяться угол глобальной и локальной угловых привязок.
Одновременно может быть включено несколько глобальных привязок, и если в текущем положении курсора возможно выполнение одновременно нескольких привязок, то срабатывает более приоритетная из них. Порядок приоритета совпадает с порядком их перечисления в диалоговом окне.
ПРИМЕЧАНИЕ ————————————————————————————————————————— Локальная привязка является более приоритетной, чем глобальная, то есть при вызове локальной привязки подавляются все глобальные на время ее действия (до ввода точки или отказа).
Иногда бывает необходимо временно прервать действие глобальных привязок, например для задания точки, находящейся на расстоянии, меньшем размераловушки курсора, но не относящейся к действующей глобальной привязке. Для отключения (включения) глобальных привязок служит кнопка Запретить дЫ привязки в строке текущего состояния. -=™Команды конструирования объектов
Эти команды хотя и находятся на инструментальной панели геометрии, однако к геометрическим примитивам не относятся. Их назначение — вносить изменения в уже созданные элементы чертежа.
Фаска
Для построения фаски (сопряжения двух пересекающихся прямых отрез- ~«с?| ком третьей прямой) служит команда Фаска, а для ее вызова — одноимсн- __?j ная кнопка на инструментальной панели геометрии.
Существуют два варианта задания фаски: в первом случае — по длине одной стороны фаски и углу, во втором случае — по длинам фаски на первом и втором элементах. Для выбора способа задания фаски служит левый переключатель в строке параметров объекта. В соответствии с его положением изменяются и названия полей в строке параметров объекта. На рис. 3.45 показана строка параметров объекта при задании фаски по длине фаски на первом указанном элементе и углу между первым элементом и самой фаской.
Рис. 3.45. Строка параметров объекта при задании фаски подлине стороны и углу
Рис. 3.46 отображает строку параметров объекта при задании фаски по длинам на каждом элементе. В этом случае для вычерчивания фаски задается ее длина на первом и втором элементах, а затем указываются сами элементы.
Рис. 3.46. Строка параметров объекта при задании фаски по двум длинам
В строке параметров объекта отображаются также две кнопки-переключателя, с помощью которых можно управлять видом фаски после построения. Эти кнопки определяют, нужно или нет выполнять стирание (усечение) остающихся после построения фаски частей первого и второго элементов. На рис. 3.45 переключатели установлены на стирание (усечение) остающихся частей первого и второго элементов, а на рис. 3.46 — в положение, когда первый и второй элементы после построения фаски не изменяются.В том случае, когда необходимо нанести фаски на углах объекта, не состоящего из отдельных отрезков, а объединенного в единое целое (к объектам такого типа относятся ломаная, а также контур и многоугольник), используется команда Фаска на углах объекта. Кнопка для вызова этой команды расположена на расши- Г*Ч| ренной панели команд. „ГД
В строке параметров объекта кроме известных уже полей для задания параметров фаски появится кнопка-переключатель, изменяющая режим построения. В одном ее положении фаска строится на одном указанном угле, а в другом — на всех углах контура одновременно.
Округление
Для сопряжения двух пересекающихся геометрических примитивов дугой $*Й| окружности служит команда Скругление, а для ее вызова — одноименная -—« кнопка на инструментальной панели геометрии.
Нажав кнопку, введите значение радиуса скругления в соответствующее поле в строке параметров объекта и укажите курсором два элемента, между которыми нужно построить скругление. Так же, как и при построении фаски, в строке параметров объекта располагаются кнопки-переключатели, с помощью которых можно управлять видом скругления после построения (усекать или нет остающиеся части первого и второго элементов).
Для построения скругления дугами окружности на углах объектов типа контур, ломаная или многоугольник служит команда Скругление на углах объекта. Работа с ней полностью аналогична работе с уже известной командой Фаска на углах объекта.
Геометрический калькулятор
Иногда появляется необходимость построить новый объект с некоторыми параметрами уже существующего объекта. В отличие от предыдущих команд конструирования объектов, геометрический калькулятор является не командой, а встроенной утилитой, которая эффективно расширяет возможности всей системы.
Рассмотрим одну из возможностей калькулятора на примере вычерчивания экви-дистанты с центральным углом, равным тому же углу уже построенной дуги. Для того чтобы построить эквидистанту, следует вызвать команду построения дуги, например, по центру и двум точкам. Вызвать правой кнопкой контекстное меню: Привязка > Центр, указать на дугу-прототип и провести окружность необходимого радиуса. В строке параметров объекта щелкните правой кнопкой мыши в поле Начальный угол дуги и в появившемся контекстном меню выберите команду Наклон нормали. После этого наведите прицел мыши на начальную точку дуги-прототипа (дуга изменит цвет) и щелкните левой кнопкой мыши. То же самое надо проделать с конечной точкой дуги. Эквидистанта будет построена.
Смысл каждой команды геометрического калькулятора детально раскрыт в справочной системе: ? > По ключевым словам > Геометрический калькулятор > Вывести. Дальнейший выбор производится, исходя из конкретных соображений.Штриховка
Наиболее утомительная и монотонная процедура при работе на кульмане — штриховка. При работе с КОМПАС-ГРАФИК нужно только указать границу и параметры штриховки, и система заштрихует указанную область. Границу штриховки система определяет автоматически по указанной точке внутри штрихуемой области. Такой режим является режимом по умолчанию, однако можно задавать границу штриховки и вручную. Автоматический способ задания границ применяется, когда уже существует замкнутая граница из созданных ранее элементов, ограничивающая штрихуемую область.
Для вызова команды Штриховка следует нажать одноименную кнопку на |?С инструментальной панели геометрии. ——
После вызова команды штриховки в строке параметров объекта (рис. 3.47) следует задать шаг штриховки в поле Шаг штриховки (поле st) и ее угол наклона в поле Угол наклона штриховки (поле an).
Рис. 3.47. Строка параметров объекта при вводе штриховки
В поле рО задаются координаты точки, через которую проходит одна из линий штриховки (по умолчанию (0.0; 0.0)). Если ввести в это поле другое значение, то произойдет некоторый сдвиг штриховки. Рис. 3.48 отображает, как изменяется вид штриховки при изменении только одного параметра в поле рО (слева на рисунке штриховка по умолчанию).
Рис. 3.48. Штриховка со сдвигом
Кнопка Выбор цвета вызывает одноименное диалоговое окно, в котором можно сменить цвет штриховки (или заливки), а после щелчка на поле Текущий стиль появляется соответствующее диалоговое окно, в котором можно выбрать нужный стиль штриховки вплоть до сплошной заливки всей области.
После введения необходимых значений параметров и установки стиля и цвета штриховки нужно указать курсором точку внутри штрихуемой области и щелкнуть левой клавишей мыши. Система автоматически определит ближайшую возможную границу, внутри которой указана точка, и создаст фантомное изображение рисуемой штриховки. После этого следует зафиксировать штриховку, нажав кнопку Создать объект на панели специального управления, если назначенныепараметры и стиль штриховки, а также место ее положения оказались удовлетворительными.
В том случае, если предложенная системой граница штриховки не удовлетворяет требованиям, ее можно задать вручную с помощью кнопок на панели специального управления.
Для перехода на ручное указание контура следует нажать на кнопку Ручное «.«* 1 рисование границ. Нажав эту кнопку, последовательно вводите точки кон- ь-*4\ тура (должны быть включены Глобальные привязки, как правило, это Точка пересечения и Точка на кривой), который ограничивает будущую область штриховки. При этом замыкание области осуществляется автоматически. После того как граница нарисована, нажмите кнопку Создать объект на панели специального управления. Убедитесь в правильности других параметров штриховки, если необходимо, отредактируйте их. Зафиксируйте свой выбор повторным нажатием кнопки Создать объект.
Существуют и другие варианты ручного задания очертания границы облас- ЧС11 ти штриховки. Например, нажав кнопку Обход границы по стрелке, можно ..Sl?r..i задать границу, последовательно обходя пересекающиеся между собой геометрические элементы. Укажите курсором точку вблизи геометрического элемента, с которого вы собираетесь начать обход контура границы. На экране появится фантомное изображение первого участка контура (поверх исходного элемента) и стрелка, указывающая предложенное системой направление дальнейшего обхода контура. Для перебора возможных направлений дальнейшего движения нажимайте клавишу Пробел. Для подтверждения выбора направления нажмите клавишу Enter, после чего система переместит стрелку в следующий узел пересечения, и так до замыкания контура. В случае неправильного выбора можно вернуться на шаг назад, используя комбинацию клавиш Shift+ Enter.
Во время действия команды Обход границы по стрелке на панели специального управления появляются несколько кнопок, с помощью которых также можно осуществлять выбор направления обхода и переход к следующему узлу:
унй — кнопка Следующее направление;
Й*1 ~~ кнопка Предыдущее направление;
&(*\
WJcJ — кнопка Шаг на сегмент вперед;
ж!| — кнопка Шаг на сегмент назад.
Упражнение
Выполнить построения в соответствии с рис. 3.49.
1. Открыть файл Черт-3 и сохранить его под именем Черт-4.
2. Создать новый вид под именем Вал в масштабе 2:1. *
Команда Ввод точки
19 Фев, 2009