Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно определяемой как исторический материализм, стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Данный тезис получил теоретическое и эмпирическое обоснование в знаменитом труде К. Маркса «Капитал». Для понимания социологических идей марксизма большое значение имеют также такие труды Маркса, как «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «К критике политической экономии» (1859), «Гражданская война во Франции» (1871); работы Энгельса: «Крестьянская война в Германии» (1849), «Анти-Дюринг» (1877-1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); а также их совместные произведения: «Немецкая идеология» (1846) и «Манифест коммунистической партии» (1848).
Маркс был Первым теоретиком, не только провозгласившим необходимость системного подхода к общественным явлениям, но и стремившимся реализовать эту методологическую установку в оригинальной концепции общественно-экономических формаций. Понятие «общественная формация» отличалась от других понятий Марксовой социологии тем, что стремилось охватить все стороны общественной жизни в их целостности и взаимодействии. В фундаменте каждой формации, по Марксу, лежит определенный способ производства материальных благ, представляющий диалектическое единство производительных сил и производственных отношений данного общества.
Маркс и Энгельс выделяли пять общественно-экономических формаций. Каждая из формаций образует, последовательные ступени исторического прогресса, вершиной которого оказывается коммунизм, а общая линия нарушалась лишь случайными флюктуациями наподобие «азиатского способа производства». Маркс полагал, что именно развитое общество полнее раскрывает фундаментальные законы. общественного развития. Поэтому фундаментальному исследованию был подвергнут лишь капитализм, как наиболее зрелая формация.
Историческая смена формационных типов общества происходит, по Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Каждая формация существует до тех пор, пока способствует развитию производительных сил. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счете приводит к социальным революциям.
Понятие общественной формации конкретизировалось у Маркса представлением о сложной системе всех структурных элементов, образующих социальную целостность. В широком смысле социальная структура понималась им как совокупность устойчивых связей между основными сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой и др. Ее элементами выступают отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им общественные институты. В более узком смысле понятие социальная структура трактовалось Марксом как деление общества на социальные группы, наличие системы устойчивых связей между ними. Классовая борьба выступает в качестве движущей силы общественного развития. Деление общества на классы, как полагал Маркс, оказывает решающее влияние на все стороны общественной жизни, определяя ее политический облик.