4. Психологическая социология конца XIX начала XX века (Тард, Лебон)


Большое влияние на формирование и развитие психологических направлений в западной социологии оказал французский криминалист и социолог Габриэль Тард (1843-1904). По мнению Тарда, Общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные или интериндивидуальные отношения людей, познание которых является основной задачей социологии. Тард был убежден, что прогрессивное развитие социологии будет обуславливаться и определяться ее возрастающей психологизацией.

Согласно теории Тарда, тремя основными социальными ПроцессамиЯвляются:Повторение(подражание),противоположение(оппозиция), приспособление(адаптация). «Законы подражания», составившие концептуальное ядро его общесоциологической теории.

Согласно теории Тарда, единственным источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие вследствие инициативы и оригинальности отдельных людей. Сущность концепции и законов подражания в «идеологическом измерении» достаточно определенно была выражена самим Тардом, про­возгласившим в качестве основного закона закон подражания низших слоев общества высшим.

Согласно учению Тарда, механизм действия «законов подражания» определяется преимущественно верованиями и желаниями, являющими собой некую субстанцию Социального взаимодействия людей.

Среди исследовательских интересов Тарда заметное место занимала проблема «Психологии толпы» и Механизмов формирования общест­венного мнения. Понимая толпу как собрание разнородных, незнакомых Друг другу элементов, Тард утверждал, что формирование толпы проис­ходит в результате двоякого действия механизма подражательности. Все виды толпы можно подразделить на выжидающие, внимающие, заявляющие о себе и действующие.

Стремясь к позитивному решению данной проблемы, Тард подчер­кивал, что применительно к достаточно развитым обществам, достигшим зрелых этапов общественной эволюции, необходимо говорить не о «тол­пе». а о «публике». Вводя в социологическую теорию представление о публике как особой разновидности социальных общностей, он харак­теризовал ее как социальное объединение, формирующееся под воз­действием различных средств массовой коммуникации

Принципиальным отличием публики от толпы Тард считал то, что в публике каждый получает возможность для самовыражения, в то время как в толпе человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуаль­ность, в силу чего умственный уровень любой толпы значительно ниже, чем интеллект большей части составляющих ее людей. Большую популярность приообрели в начале XX века социологические сочинения французского социального психолога, антрополога и археолога Гюстава Лебона ( 1841-1931).

Лебон полагал, что основным инструментом познания общественных процессов и истории должна быть модифицированная психология. По его мнению, эта психология ориентируется не столько на познание сознатель­ных поступков людей, сколько на неосознаваемые моменты душевной жизни.

Главным направлением социологии и психологии Лебона можно счи­тать его изыскания в области психологии Народов и масс. Каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусства. Важное место в социологическом творчестве Лебона занимали про­блемы «Толпы» и «расы». По мнению исследователя, в жизни евро­пейского общества в конце XIX — начале XX века начался качественно новый этап развития — «Эра толпы», отличительным признаком которой является «замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».

Рассматривая наступление «эры толпы» как начало упадка цивили­зации. Разнообразные виды «толпы» в конечном счете могут быть сведены к двум основным типам: «разнородной толпе» (уличные группы, парламентские собрания и т. д.) и «однородной толпе» (секты касты и классы).