Загрузка...

5. Психоаналитическая концепция 3. Фрейда


Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний — психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др.,

Наиболее существенная часть Психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации челове­ческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная Теория ин­стинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «Психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического. Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих Космических инстинкта: Эрос (сек­суальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты яв­ляются основными двигателями прогресса, определяют деятельность различных соци­альных групп, народов и государств.

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психи­ческая энергия, имеющая сексуальную окраску (Либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявле­ния либидо исключительно широкий диапазон — от элементарных физио­логических актов до научного и художественного творчества.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его Теория комплек­сов. Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представле­ний, влияющих на поведение и здоровье человека.

Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации пре­дельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществ­ление желаний нашего детства.

Важнейшим компонентом Психосоциологической теории Фрейда явля­ется учение о трех принципах психической деятельности: Принципе посто­янства, принципе удовольствия и принципе реальности.

По мысли Фрейда, совокупное действие этих принципов обеспечивает формирование и функционирование личности, выступая в роли мощных мотивационных стимулов деятельности.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в Структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие. Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «Защитными механизмами», образовавшимися в результате эволюции человека.- «Суб­лимацию», «Вытеснение», «Регрессию», «Проекцию», «Рационализацию», «Реактивное образование», «Фиксацию поведения».

Загрузка...