Загрузка...

7. Формальная социология Г. Зиммеля


Георг Зиммель (1858-1918) Зиммель писал по вопросам теории познания, метафизики, этики, эстети­ки, теории науки, а в области социологии — по социологической теории, социологии города, пола, семьи, социальной дифференциации, социологии власти, социологии конфликта и т. д. Рассуждая в многочисленных (более 30) книгах обо всем, он не написал труда, в котором его видение общества выразилось бы последовательно и систематически, хотя крупнейшие его исследования «Философия денег» (1890), «Социология» (1908)

Предметом социологии стали социальные отношения в их динамиче­ской и противоречивой природе: не общество как таковое, не стабильные социальные системы, структуры и институты, а динамический момент их становления и воспроизводства, который Зиммель обозначил термином «обобществление». Зиммель привлек внимание к микропроцессам, из которых, собственно, и складываются крупномасштабные образования, и счел изучение этих про­цессов важнейшей задачей социологии.

Анализ этих процессов должен, по Зиммелю, приводить к вычленению в социальных феноменах особенных, не наблюдаемых в чистом виде фак­торов, становящихся собственным предметом социологии — «чистых форм обобществления». За выявле­нием чистых форм должно было следовать их упорядочение и системати­зация, психологическое обоснование и описание их в историческом изменении и развитии.

Практику применения социологического метода в различных общест­венных науках, т. е. выявление особого рода закономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей социологией; описание и систематизацию Чистых Форм Обобществления — чистой, или формаль­ной. социологией. Чистая социология должна была служить выработке ориентиров, позволяющих исследователям в различных науках об обще­стве подходить к своему предмету «социологично»

Примером зиммелевского анализа Социального процесса как формы обобществления может служить его исследование моды. Мода, одновременно предполагает и подражание, и индивидуализа­цию. Человек, следующий моде, одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе.

Категория Социальных форм, исследуемая Зиммелем, социальный тип. Человек, включенный в определенного рода отношения, обре­тает некоторые характерные качества, которые являются для него сущностными. т. е, проявляющимися постоянно вне зависимости от природы то­го или иного конкретного взаимодействия.

Примером социальных форм, относящихся к третьей группе, именуе­мой моделью развития, может служить универсальный процесс взаимо­связи расширения группы с усилением индивидуальности. По мере увели­чения группы, члены ее становятся все менее похожими друг на друга. Усиление индивидуальности сопровождается деградацией группы. Направленность современного общественного развития Зиммель опи­сывал в понятиях индивидуализации и функционализации. Развитие об­щества, считал он, с одной стороны, освобождает индивидуума, дает ему больший простор и свободу деятельности, а с другой — формирует струк­туры, которые неумолимо ведут к функционализации и деиндивидуализации человека.

В «Философии денег» Зим­мель на основе абстрактного анализа социальной дифференциации и более или менее абстрактного анализа чистых форм обобществления пришел к содержательной концепции современного общественного развития.

Развитие интеллекта идет одновременно с возникновением и развити­ем денежного хозяйства. Деньги, как и интеллект, разви­ваются параллельно росту свободы и нарастающей (благодаря разделению труда) индивидуализации членов социальных групп.

Интеллектуализм и денежное хозяйство — основные понятия Историко-социологической концепции Зиммеля. Основной чертой, равным образом характеризующей две эти формы, Зиммель считает отсутствие определенных качественных признаков вы­раженной природы.

Загрузка...