9. Социология М. Вебера


В своих методологических исследованиях Вебер в сущности присоединился к неокантианскому варианту антинатуралистического обоснования исторической науки. Вебер разграничивает два акта — отнесение к ценности и оценку. Наука о культуре, обществе и истории, заявляет Вебер, должна быть так же свободна от оценочных суждений, как и наука естественная.

Поскольку, согласно Веберу, ценности — лишь выражения общих уста­новок своего времени, постольку у каждого времени есть и свои «Аб­солюты».

Учение о понятиях как средствах преодоления интенсивного и экстен­сивного многообразия эмпирической действительности своеобразно пре­ломилось у Вебера в Категории Идеального типа. Идеальный тип — это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Таким образом, идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. В этом смысле Вебер называет идеальный тип «утопией».

Задача социологии — устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих собы­тий. Чтобы показать, как применяется понятие идеального типа у Вебера, необходимо проанализировать это понятие и с содержательной точки зре­ния. Для этого введем еще одну категорию социологии Вебера — Катего­рию понимания.

Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. То обстоятельство, что человеческое поведение поддается осмысленному толкованию, пред­полагает специфическое отличие науки о человеческом поведении (со­циологии) от естественных наук.

С принципом «понимания» связана одна из центральных методологи­ческих категорий веберовской социологии — Категория социального дей­ствия.. „Действием сле­дует называть человеческое поведение, если и поскольку действую­щий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл.

Таким образом, социальное действие, предполагает два мо­мента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой во­обще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), ко­торую Вебер называет еще и «ожиданием» и без которой действие не мо­жет рассматриваться как социальное.

Сознание действующего инди­вида оказывается, необходимым для того, чтобы изучае­мое действие выступало в качестве социальной реальности. Описанный тип действия Вебер называет Целерациональным.

Целерациональное действие — это идеальный тип, а не эмпирически общее, тем более не всеобщее. Как идеальный тип оно в чистом виде редко встречается в реальности. Именно целерациональное дей­ствие есть наиболее важный тип социального действия, оно служит образ­цом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия.

Итак, по Веберу, понимание в чистом виде имеет место там, где перед нами — целерациональное действие.

Вторым обязательным моментом социального действия Вебер считает ориентацию действующего лица на другого индивида (или других индивидов).

При рассмотрении веберовского разделения видов действия мы смо­жем понять: как применяется «идеальная модель» целерационального действия. Вебер указывает четыре вида действия: целерациональное, цен­ностно-рациональное, аффективное и традиционное.