Серьезной концептуальной критике подверг теорию структурно-функционального анализа известный американский социолог Чарлз Райт Миллс (1916-1962). В своих работах, особенно в книгах «Властвующая элита» (1953), «Социологическое воображение» (1959). В книге «Властвующая элита», понимая под этим понятием союз промышленной, — политической и военно-бюрократической элит Миллс утверждал, что любой социологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается борьбы за власть: 1) между конфликтующими классами; 2) между управляющими и управляемыми; 3) между высшими и могущественными людьми и простым человеком.
В книге «Социологическое воображение» он поставил перед социологами три группы вопросов, которые они должны решать: 1. Какой является структура данного конкретного общества как целостности? 2. Каким является место этого общества в истории человечества? 3, Какие люди преобладают в данном обществе в данном периоде?
Выполнение поставленных Миллсом задач дает социологу картину общества со всеми его противоречиями, конфликтами и гармонией, порядком и беспорядком, прогрессом и регрессом. Эта методологическая установка составляет основу современной социологической теории конфликта.
Иную задачу ставил перед собой другой американский социолог — разработчик теории конфликта — Льюис_Козер,(1913). Он хотел «дополнить», «усовершенствовать», «углубить» теорию структурно-функционального анализа. В противоположность классическим теориям структурного функционализма, Козер доказывает, что коллизии есть продукт внутренней жизни общества, существующего в нем порядка вещей, самих отношений между отдельными личностями и группами. Если сторонники структурного анализа в конфликтах видят только проявление «расстройства» общества, то Козер делает упор на обоснование именно позитивных функций коллизий, на раскрытии их интегрирующей и стабилизирующей роли в общественной жизни. В обеих его важнейших книгах по этой проблеме «Функции социального конфликта» (1956) и «Продолжение исследования социального конфликта» (1967) проходит идея, что для западной социологии решение кардинальной проблемы «общественного порядка» и обеспечения «устойчивости» существующей социальной системы не исключает, а, напротив, вполне допускает признание социальных столкновений, социальных конфликтов, борьбы интересов.
В его теории конфликты выполняют целый ряд позитивных функций. Одной из таких функций является разрядка напряженности между антагонистами. К позитивным функциям социального конфликта Козер относит «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции. Большое значение Козер придает такой функции социального конфликта, как созидание и конструирование общественного объединения. Он считает, что противоборство как с внешним, так и с внутренним врагом помогает поддерживать сплоченность группы. Если такового нет, то его надо провоцировать. В книге «Функции социального конфликта» он утверждает, что исчезновение первоначальных врагов ведет к поиску новых, чтобы группа могла быть все время в состоянии конфликта. Посредством этого и поддерживается структура, которая оказалась бы в опасности, если бы больше не было врагов. Интегрирующую роль играет борьба против внутренних врагов («отступников», «раскольников»), ибо она способствует осознанию членами группы своих общих интересов и объединению усилий по самообороне, в результате чего опять-таки повышается сплоченность группы. В теории Козера придается значение и такой функции социального конфликта, как стимулирование и возбуждение социальных изменений.
Несколько иную цель преследовал известный немецкий социолог Ральф Дарендорф ,(р. 1929), приступая к разработке теории социального конфликта. В книге «Выход из утопии» (1967) он доказывает, что теория конфликта идет на смену позитивизму. По теории Дарендорфа, конфликтная модель общества основана на четырех положениях, в известной мере противоположных положениям функционалистической модели: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими.
Признавая конфликты естественным состоянием общества, Дарендорф считает, что в цивилизованном, высокомобильном обществе имеет место регулирование конфликтов, упреждающее «социальные потрясения». Полагая неравенство условием свободы, постулируя возможность пребывания одних и тех же людей в состоянии конфликта и мирного сосуществования, он отдает предпочтение «конфликтной модели общества», а не модели «всеобщего социального равенства, социальных порядков».